Контролируемые сделки в 2022 году

14.06.2022
0
Контролируемые сделки — это хозяйственные операции, о которых бизнес-субъекты должны информировать органы налогового контроля. В статье мы расскажем о том, какие сделки законодатель относит к контролируемым, а также о том, что делать, если совершенная вами сделка попала в эту категорию.

Что такое контролируемые сделки по Налоговому кодексу

Контролируемые сделки — это сделки, подпадающие под особый контроль налоговых органов. Налоговый кодекс РФ предусматривает специальную процедуру администрирования этой категории хозяйственных операций (раздел V.1 НК РФ).

Основная цель контроля за сделками – не дать вывести денежные средства из-под налогообложения вследствие спланированного занижения налогов через операции между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами.

Дело в том, что взаимосвязанные компании, в отличие от независимых контрагентов, имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены, выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).

Поэтому государство в лице налоговых органов проявляет особый интерес к подобного рода сделкам и проверяет их на предмет ценообразования и, соответственно, полноты исчисления и уплаты налогов. Контролирует этот момент ФНС России.

Какие сделки являются контролируемыми

Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.

Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон, то есть возможность влиять на результаты деятельности и принятие решений.

Налоговое законодательство (ст. 105.14 НК РФ) условно делит контролируемые сделки на виды:

  1. Сделки между взаимозависимыми (аффилированными) лицами.
  2. Хозяйственные операции, приравненные к сделкам между аффилированными субъектами.
  3. Сделки, которые приобрели статус контролируемых вследствие вынесения судебного решения в споре с ФНС РФ.

Еще больше информации о контролируемых сделках вы найдете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Определение взаимозависимых лиц в общем виде содержится в ст. 20 НК РФ. Взаимозависимыми лицами признаются физлица и организации, отношения между которыми могут влиять на условия и результаты их бизнес-деятельности. Но это определение неприменимо для ситуации контролируемой сделки.

Но, говоря о взаимозависимости применительно к контролируемым сделкам, необходимо руководствоваться специальной нормой ст. 105.1 НК РФ, которая устанавливает, что для признания лиц аффилированными помимо особенностей взаимоотношений, способных влиять на их деятельность, необходимо руководствоваться и иными критериями. Указанный в данной статьей перечень лиц, однозначно признаваемых взаимозависимыми, значительно расширен по сравнению со ст. 20 НК РФ и является условно исчерпывающим, так как суду предоставлено право признавать субъекты взаимозависимыми и по иным основаниям.

Критерии контролируемых сделок в 2022 году между взаимозависимыми лицами

Следует отметить, что для признания сделки контролируемой недостаточно, чтобы ее участники являлись аффилированными лицами. Одновременно с этим необходимо соблюдение следующих условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  1. Все участники сделки имеют регистрацию, место жительства или налогового резидентства в РФ.
  2. Один из участников сделки применяет специальную систему налогообложения, платит налог по особым ставкам или вообще освобожден от уплаты определенного вида налога.
  3. Доход по сделкам за соответствующий календарный год составляет более 1 млрд руб. Если этот порог не достигнут, то даже при наличии всех остальных критериев сделку нельзя отнести к контролируемой.

Таблица критериев контролируемых сделок в 2022 году

Какие еще сделки считаются контролируемыми

Кроме сделок между аффилированными лицами фискальные органы контролируют также некоторые иные виды хозяйственных операций. Их перечень дан в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Для признания указанных сделок подконтрольными неважно, являются ли участники аффилированными лицами (законодатель приравнивает данные сделки к сделкам между взаимозависимыми лицами). Важен лишь факт совершения сделки и достижение порогового лимита по годовому доходу — 120 млн руб.

Какие сделки относятся к контролируемым в этом случае, смотрите в таблице:

Сделки, не относящиеся к контролируемым

Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).

2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:

  • регистрация на территории одного субъекта РФ;
  • нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
  • не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
  • нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

3. Сделки по предоставлению беспроцентных займов между аффилированными лицами, с регистрацией либо местом жительства всех сторон в России.

Нюансы определения дохода по контролируемым сделкам в 2022 году

Как уже было отмечено выше, важный критерий, указывающий, что сделка является контролируемой, — размер годового дохода. Чтобы определить сумму доходов по контролируемым сделкам, нужно сложить доходы по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Если признаки сделок, подлежащих контролю, появились не с начала года, необходимо учитывать доход только за соответствующий период.

Доходы определяются по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Это значит, что в расчеты не включают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Например, сумма выданного или полученного займа не учитывается в расчетах дохода от контролируемой сделки по договору займа с процентами, тогда как проценты, полученные по таким договорам, необходимо включить в расчет дохода от контролируемой сделки (письмо Минфина от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

По общему правилу из доходов также исключают суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Обратите внимание! Если доход для определения налогооблагаемой базы получен не в результате совершения сделки, то он тоже не включается в расчет дохода от контролируемых сделок. Например, не надо включать в расчеты выплаты стоимости доли участника в уставном капитале общества при его выходе из юрлица, т. к. данная операция не является сделкой.

Отчет о контролируемых сделках

Совершение бизнес-субъектом контролируемых сделок накладывает на него обязанность уведомить о таком факте фискальный орган. Срок для подачи уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена сделка (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Так, крайний срок сдачи отчета о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году, — 20 мая 2023 года.

Направлять отчет необходимо в ИФНС по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — это налоговая по месту их учета. Полученные сведения территориальный орган направляет в ФНС России в течение 10 дней (п. 2, п. 5 ст. 105.16 НК РФ).

Уведомление (отчет) можно направить как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020).

Отчет о контролируемых сделках, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ, должен содержать следующие данные:

  • календарный год, за который представляется отчет;
  • информацию о лицах, участвовавших в сделке (с указанием их резидентства);
  • описание сделки (предмет, условия и пр.);
  • сумма доходов и расходов по сделкам;
  • иные сведения.

Ответственность за отсутствие отчетности по контролируемым сделкам

Если налогоплательщик не проинформирует фискальные органы о совершенных сделках в установленный срок, он может быть оштрафован на сумму 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Обратите внимание! Сумма штрафа не меняется в зависимости от количества сделок, о совершении которых необходимо уведомить фискальные органы (п. 9 Обзора…, утв. Президиумом ВС РФ от 16.02.2017).

Также штраф в размере 5 000 руб. налагается за предоставление недостоверной информации, особенно если она не позволяет корректно определить операцию. Избежать ответственности можно, представив уточненное уведомление, но только до момента обнаружения фискальным органом неверных данных (абз. 5 п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

В случае если налоговый орган обнаружит, что бизнес-субъект совершил контролируемую сделку, но не уведомил об этом госорганы, то он самостоятельно известит ФНС России о данном факте и направит туда собранные сведения (п. 6 ст. 105.16 НК РФ). О своих действиях фискальный орган в течение 10 дней должен проинформировать налогоплательщика. Последний при этом вправе дать необходимые комментарии по сделкам или представить отредактированное уведомление.

***

Таким образом, понятие, формы и субъектный состав хозяйственных операций, признаваемых в соответствии с налоговым законодательством РФ контролируемыми сделками, четко установлены нормами закона. Своевременное исполнение налогоплательщиками обязанности по уведомлению налоговых органов о совершении таких операций исключит возможность применения к ним прямо установленных Налоговым кодексом штрафных санкций, а также проведения проверок, в том числе и с целью установления фактов необоснованного дробления бизнеса, что часто связывается именно с контролируемыми сделками.

Специализация: Гражданское право (договорное, трудовое, налоговое), гражданский и арбитражный процесс.

Советник юстиции 1-го класса в отставке.

В 1997 году закончила Московский Международный Университет по специальности юриспруденция.

Большой опыт работы в Министерстве юстиции РФ и ФССП. Представление интересов данных структур в государственных органах законодательной и исполнительной власти, перед третьими лицами. Судебная практика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В настоящее время занимаюсь частной практикой, имею большой успешный опыт самостоятельной реализации различных проектов.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Экономика и бизнес
Оставить комментарий