Гособоронзаказы: понятие, участники и их обязательства
Статья по теме: Изменения в гособоронзаказе 2024 21 сентября 2022 г. Президент РФ В. В. Путин подписал указ о частичной мобилизации. В этом документе, в частности, указаны дополнительные меры по выполнению гособоронзаказа (предоставление отсрочки от мобилизации сотрудникам предприятий ОПК). В 2024 году предприятия ОПК продолжают наращивать выпуск военной техники и вооружений. Каковы особенности закупок по гособоронзаказу и какая уголовная ответственность грозит за его срыв в 2024 году, рассказано ниже в статье. ПодробнееФормирование, размещение, выполнение гособоронзаказов регламентирует ФЗ № 275 от 29.12.2012 в послед. ред. от 12.12.2023. ГОЗ может включать поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, направленных на обеспечение обороны и безопасности РФ (ст. 3 ФЗ № 275). Основные участники ГОЗ:
- госзаказчик (федеральный орган власти, Росатом, Роскосмос);
- главный исполнитель - юрлицо, заключившее госконтракт;
- исполнитель - лицо, заключившее с главным исполнителем контракт (его соисполнитель).
Обязанности для исполнителей всех категорий ГОЗ определяет ст. 8 ФЗ № 275. Причем п. 16 ст. 8 обязывает:
- вести раздельный учет обособленно, по каждому выполняемому контракту (каждой статье расходов);
- предоставлять госзаказчику информацию об исполнении контрактов.
Раздельный учет позволяет, во-первых, контролировать процесс расходования бюджетных средств, которые предназначены для выполнения ГОЗ. Во-вторых, благодаря раздельному учету ГОЗ осуществляется учет и контролируется ход выполнения контрактов.
Чем руководствоваться при организации раздельного учета гособоронзаказов
Расходование средств, полученных тем либо иным исполнителем для реализации ГОЗ, должно фиксироваться, обосновываться. Это обусловлено особой значимостью заданий, поручаемых исполнителям в рамках ГОЗ. Делать это следует, придерживаясь следующих норм:
- Постановление № 47 от 19.01.1998 (Правила ведения раздельного учета);
- ФЗ № 402 от 06.12.2011 (бухучет как основа);
- Приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019 (расчет себестоимости товаров, определение перечня хозяйственных, производственных расходов).
Порядок (сам процесс и его результат) раздельного учета с учетом специфики ГОЗ, требований Постановления № 47 следует прописать в учетной политике. Его можно оформить как приложение, отдельный раздел!
Общие требования, нормы по раздельному учету с пояснениями
Выделим ключевые моменты (пункты) о раздельном учете ГОЗ, обозначенные прежде всего Правилами из Постановления № 47. Данный регламент касается всех исполнителей вне зависимости от их ведомственной принадлежности, формы собственности.
Статья по теме: Закупки по гособоронзаказу Подробнее1. По каждому контракту в рамках ГОЗ нужно вести учет:
- производственных, коммерческих расходов;
- дебиторской, кредиторской задолженности;
- денег;
- основных средств;
- материальных запасов и т. д.
2. Первичная документация (требуется для записей в учетных регистрах) оформляется на каждую работу, услугу и т. д.
Оформляемые документы должны иметь реквизиты (сведения), указывающие на принадлежность показателей, которые они содержат, к ГОЗ!
3. Ресурсы, привлекаемые дополнительно (свои, из других контрактов), отображают обособленно.
4. Организации должны отчитаться, какие ресурсы и на что были направлены, как они использовались, предоставив отчет (форму из Постановления № 47):
Отчет составляется нарастающим итогом, охватывая все операции с даты заключения контракта до месяца выполнения обязательств. Обосновать расходы можно накладными, счетами-фактурами, актами списания, оборотно-сальдовыми ведомостями по сч. 20, 25, 26, конструкторской документацией и т. п.!
5. При выполнении контрактов задействуются определенные ресурсы. Их стоимость по Правилам ведения раздельного учета по гособоронзаказу причисляется к выпуску соответствующей продукции. При определении расходов на изготовление, реализацию продукции и доходов от контракта применяется метод начисления.
6. Фактические расходы, имеющие место в рамках контракта, делят на 4 вида:
- прямые (например, производственные услуги, материалы, оплата труда исполнителя);
- накладные ресурсы, которые обеспечивают процесс производства, относятся на себестоимость продукции пропорционально базе разделения по избранному юрлицом показателю прямых расходов (это общепроизводственные либо хозяйственные затраты);
Итоги разделения подлежат оформлению отдельно по контрактам. Себестоимость продукции = прямые и накладные затраты!
- административно-управленческие - их причисляют к контракту пропорционально базе разделения тоже по избранному юрлицом показателю прямых расходов (а учитывают, определяя финансовый итог, не включая в производственную себестоимость продукции);
Итоги разделения по каждому отдельно взятому контракту также оформляют справкой!
- по реализации (сбыту) продукции (этот вид затрат подлежит обособленному учету по контрактам и на момент определения финансового итога).
Финансовый итог при раздельном учете по гособоронзаказу - это разница между ценой контракта и совокупным размером всех расходов, которые рассчитаны применительно к п. 3 Правил из Постановления № 47.
Учет контрактов, платежей в рамках ГОЗ поддерживается в 1С Бухгалтерия!
Как организовать учет по контрактам ГОЗ
Для соблюдения учетных требований по контрактам ГОЗ необходимо наладить аналитический учет по счетам:
- 20 «Основное производство»;
- 25 «Общепроизводственные расходы»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 90 «Выручка»;
- 44 «Расходы на продажу»;
- 91 «Прочие доходы и расходы» и др.
Для детальной аналитики к указанным счетам открываются субсчета:
- первого порядка (для персонификации затрат по каждому контракту);
- второго порядка (для детализации затрат в рамках отдельно взятого контракта).
Порядок кодировки счетов аналитического учета необходимо определить самостоятельно и закрепить в учетной политике. Счета аналитического учета, созданные для целей раздельного учета также нужно включить в рабочий план счетов.
Непосредственно ведение раздельного учета по ГОЗ строится по следующим правилам:
- прямые затраты оформляются проводками:
Дт 20 Кт 10;
Дт 20 Кт 70 и т.д.
- общепроизводственные и общехозяйственные расходы ежемесячно списываются на основное производство:
Дт 20 Кт 25;
Дт 20 Кт 26;
- косвенные расходы по каждому контракту распределяются в соответствии учетной политикой.
Какие положения необходимо прописать в учетной политике для ведения раздельного учета по гособоронзаказу, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Отнесение затрат на счета 25 и 26 следует проводить в соответствии с их номенклатурой, определенной в приказе № 334 от 08.02.2019 г. Так, на ГОЗ допустимо отнести расходы:
- на износ (амортизацию), ремонт и содержание ОС;
- на содержание управленческого аппарата;
- на внутризаводские процессы;
- на ОТ и ТБ;
- на аренду производственного оборудования;
- на ДМС и добровольное пенсионное страхование (в пределах норм, утв. приказом № 334 – пп. «и» п. 23);
- и т.д.
При этом в приказе № 334 отсутствуют расходы:
- на рекламу и представительство;
- на сувениры и т.п.
Исполнителю контакта необходимо строго контролировать, чтобы на расходы по ГОЗ не были отнесены те затраты, которые отсутствуют в перечне приказа № 334.
Административная и уголовная ответственность за ГОЗ
Статьей 14.55.2 КоАП предусмотрена ответственность за невыполнение госконтракта (недолжное выполнение), а также действия, бездействие исполнителя, повлекшие необоснованное повышение цены:
- при подобном завышении цен на продукцию ГОЗ юрлиц штрафуют на сумму 300 тыс. -1 млн р., а должностных лиц - на сумму 20-50 тыс. р.;
- тех, кто грубо нарушает правила раздельного учета, штрафуют на 50-100 тыс. (должностных лиц) и на 500 тыс. - 1 млн. (юрлиц).
За нецелевое расходование бюджетных средств привлекают по ч. 1 ст. 285.1 УК. За такое же деяние в случае сговора группы лиц либо в особо крупном размере - по ч. 2 ст. 285.1 УК.
Итоги
Раздельный учет затрат по ГОЗ обязателен для всех, кто является исполнителем госконтрактов. Вести его следует, опираясь на общеустановленные нормы ФЗ № 402 от 06.12.2011 и следуя специфическим требованиям из Постановления № 47 от 19.01.1998. Нарушения при его ведении, а также невыполнение госконтрактов, нецелевое использование средств наказывается по ст. 14.55.2 КоАП и ст. 285.1 УК.