С 30.04.2020 года в силу вступил Приказ ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, в соответствии с которым вводится эксперимент по подаче жалоб в налоговую. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам (ТКС). Возможность отправки жалоб по ТКС предусмотрена п. 1 ст. 139.2 НК РФ. Суть эксперимента и порядок оформления такой жалобы будут рассмотрены в данной статье.
Приказ ФНС № ММВ-7-9/645@: новый формат жалобы
С 1 мая 2020 года стартовал эксперимент по приему жалоб от юридических лиц и ИП по ТКС. В проекте принимают участие 5 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Республика Алтай, Нижегородская и Волгоградская области), его длительность составит два месяца. Налогоплательщикам, которые не согласны с действиями (бездействием), требованиями и решениями сотрудников налоговых органов, предоставлена возможность подать жалобу на ИФНС по ТКС. С 1 июля 2020 г. такая возможность будет предоставлена налогоплательщикам во всех остальных регионах РФ.
Приказом ФНС № ММВ-7-9/645@ утвержден бланк жалобы на решение ИФНС и правила по ее оформлению. Также приказ регламентирует электронный формат и порядок предоставления данного документа. Извещения от налоговиков по поданным жалобам также будут отправляться налогоплательщикам в электронном формате.
Апелляционная жалоба на ИФНС должна подаваться только через ту налоговую инспекцию, действия и решения которой обжалуются налогоплательщиком. После получения жалобы подразделение ИФНС обязано в течение 3 дней (рабочих) передать ее в вышестоящее ведомство.
Вышестоящее налоговое ведомство может принять такие решения по жалобе:
- Отказать налогоплательщику в удовлетворении требований.
- Полностью или частично отменить оспариваемое решение налоговых инспекторов.
- Принять новое решение по делу.
Форма жалобы
Электронная жалоба на ИФНС (образец заполнения можно найти далее) может быть подана:
- по ТКС;
- через «Личный кабинет» налогоплательщика.
Документ необходимо оформлять по форме, утвержденной ФНС России. На его основании вышестоящее ведомство должно принять соответствующее решение. Обязательно требуется заверение документа усиленной электронной подписью.
Жалоба на действия ИФНС оформляется по унифицированной форме, приведенной в Приложении № 1 к Приказу ФНС России № ММВ-7-9/645@, а в Приложении № 5 приведен порядок ее заполнения.
Документ состоит из двух страниц, в нем указывают:
- наименование вышестоящего ведомства по отношению к ИФНС, на которую пишется жалоба;
- сведения об организации или ИП, чьи права были нарушены (ИНН/КПП, полное наименование/ФИО, адрес);
- предмет обжалования (указывается один из приведенных в бланке кодов);
- реквизиты обжалуемого документа (номер и дата обжалуемого документа ИФНС);
- наименование и код подразделения ИФНС, сотрудники которого нарушили права заявителя;
- основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права (доводы налогоплательщика и обстоятельства, на которых они основаны);
- требования к налоговому органу (нужно указать, какое решение по мнению заявителя должен принять вышестоящий орган);
- способ получения решения по жалобе (по почте на бумаге, электронно через личный кабинет, по ТКС);
- код жалобы (простая или апелляционная жалоба);
- реквизиты доверенности (если жалоба в ФНС подается уполномоченным представителем);
- Ф.И.О. руководителя организации;
- дату оформления и подпись подателя жалобы.
Жалоба должна быть заверена усиленной квалифицированной подписью налогоплательщика. Поля, отведенные под основания и требования налогоплательщика, вмещают до 2000 знаков, поэтому, если объем информации больше, в данных полях ее излагают кратко, а полный текст обстоятельств и требований можно оформить в виде приложения к жалобе, отсканировав текст и приложив отдельным файлом.
Порядок подачи жалобы
Апелляционная жалоба считается принятой, если налогоплательщику в течение одного рабочего дня поступила квитанция о приеме. Если пришел отказ в приеме электронного документа, процедуру отправки нужно повторить после устранения ошибок, указанных в уведомлении. В течение 3 рабочих дней жалоба должна быть передана инспекцией в вышестоящую налоговую инстанцию.
Проверка жалобы на ИФНС вышестоящим органом осуществляется в течение 15 дней либо в течение одного месяца со дня ее получения (в зависимости от вида жалобы – п. 6 ст. 140 НК РФ).
После получения решения от вышестоящего органа ФНС, инспекция, в которую была подана жалоба, в течение одного рабочего дня сообщает налогоплательщику в электронном виде решение, принятое по жалобе. В ответ налоговики должны получить от налогоплательщика подтверждение о приеме, подписанное УКЭП – на это отводится 1 рабочий день.
Написать жалобу налогоплательщик вправе, если считает, что его права нарушены, в т.ч. в следующих случаях:
- получение требований об уплате налогов или штрафов, не соответствующее действительности;
- приостановление операций по расчетному счету;
- отказ в зачете переплаты по налогам;
- обжалование решений налоговых проверок (камеральных и выездных);
- отказ в налоговом вычете;
- жалоба на бездействие ИФНС и др.
Апелляционную жалобу не примут, если:
- Налогоплательщик подал документ в ненадлежащий налоговый орган.
- Оформление жалобы не соответствует формату, утвержденному Приказом ИФНС.
- Документ не был подписан ЭЦП.
- Если жалобу подавал доверенный представитель и при этом не был приложен документ, подтверждающий его полномочия.
Жалоба на ИФНС - образец электронного документа приведен ниже.