Наличие онлайн-кассы – обязательное условие ведения бизнеса для большинства предпринимателей (за отдельными установленными законом исключениями). Операции, проводимые с помощью онлайн-кассы, могут стать предметом проверки налоговой, поэтому важно знать, что именно проверяют налоговики в такой ситуации, и какие права и обязанности есть у обеих сторон проверки. Проверки применения онлайн-ККТ проводятся на основании Административного регламента, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.
Как налоговая проверяет онлайн-кассы
Проверки, проводимые налоговиками в отношении онлайн-касс, бывают двух видов:
- плановые – происходят в соответствии с установленным графиком проверок;
- внеплановые – выполняются на основании жалобы клиента или наличия подозрений в нарушении предпринимателем требований законодательства.
Как налоговая проверяет чеки онлайн-кассы и правильность применения ККТ в ходе проверки:
- оценивается соответствие характеристик кассы закону о ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 и иным нормативным требованиям;
- проверяется корректность работы ККТ – порядок ее взаимодействия с фискальным оператором и выдача чеков;
- определяется соответствие содержания выдаваемых чеков установленным законом требованиям, наличие в них всех необходимых реквизитов;
- проверяется правильность ведения бухгалтерского учета операций, совершаемых с использованием кассы.
Помимо чеков и БСО, для проведения проверки налоговому инспектору могут предоставляться следующие документы:
- документы о возврате денежных средств покупателям;
- кассовая книга;
- приходные и расходные кассовые ордера;
- приказ об определении кассового лимита.
Онлайн-касса автоматически формирует многие документы, которые ранее заполнялись вручную, поэтому по запросу налоговиков их достаточно распечатать из памяти ККТ.
По результатам проведения проверки налоговики составляют акт, в котором указываются сведения, полученные в ходе работы с документами. Акт составляется в двух экземплярах – один остается в налоговой, а второй передается предпринимателю. Документ заверяется подписями и печатями обеих сторон.
В случае, если были выявлены нарушения, дополнительно к акту составляется предписание. В нем налоговики перечисляют обнаруженные нарушения, а также указывают сроки их устранения.
Права и обязанности ИФНС
Представитель налоговой, проводящий проверку, обязан предоставить предпринимателю решение о проведении проверки по онлайн-кассам и служебное удостоверение.
При проведении проверки, налоговый инспектор вправе (п. 7 Регламента, утв. Приказом Минфина РФ № 132н):
- получить доступ к документам, имеющим отношение к онлайн-кассе: договор на приобретение и на обслуживание, договор, заключенный с оператором фискальных данных и пр.;
- детально изучить используемое кассовое устройство;
- проверить фискальные документы, ранее сформированные с помощью кассы;
- организовывать и проводить контрольные закупки с целью проверки правильности выдачи чеков;
- получать необходимые сведения от предпринимателя в ходе проведения проверки;
- взаимодействовать с правоохранительными органами для привлечения предпринимателя к административной ответственности в случае выявления нарушений или возникновения препятствий к проведению проверки и пр.
Права и обязанности налогоплательщика
Налогоплательщик вправе (п. 9 Регламента, утв. Приказом Минфина РФ № 132н):
- присутствовать при проведении проверки;
- предоставлять пояснения по вопросам, возникающим у проверяющих;
- знакомиться с результатами проверки, изложенными в акте, выражать свое согласие/ несогласие с ними;
- обжаловать действия налоговиков в вышестоящие инстанции в том случае, если они допускают нарушения закона.
Налогоплательщик обязан (п. 10 Регламента):
- содействовать проведению проверки;
- обеспечить доступ к ККТ, фискальным накопителям и сопутствующим документам;
- предоставлять налоговикам документы, давать объяснения и прочие необходимые для проверки сведения.
Ответственность за нарушение правил применения кассы-онлайн
Проверки налоговиков, в ходе которых выявлены нарушения законодательства, являются основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Санкции применяются в виде предупреждения либо штрафа, а в некоторых случаях возможна дисквалификация должностных лиц (до двух лет) и приостановление деятельности субъекта на период до 90 суток.