В законодательстве о штрафах за онлайн-кассы скоро появятся новые нормы. Рассмотрим их, а также ознакомимся с планами регуляторов по установлению новых правил взыскания соответствующих штрафов.
Штрафы за онлайн-кассы: что нового
Действующие санкции за нарушения в области применения ККТ прописаны в положениях ч. 2-6 ст. 14.5 КоАП РФ. Здесь вы можете подробно ознакомиться с их содержанием и некоторыми сопутствующими нормами по кассовой дисциплине, подлежащими применению наряду с требованиями по ККТ.
Указанные положения ст. 14.5 КоАП РФ действуют по большей части в неизменном виде уже довольно давно - с июля 2016 года (исключение - нормы о временном неприменении штрафов на автотранспорте). Однако, в соответствии с Законом от 20.07.2020 № 240-ФЗ, в них будут внесены корректировки, вступающие в силу с 31 июля 2020 года:
1. Штрафные санкции по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ, когда такое применение обязательно, будут назначаться вне зависимости от того, как совершен платеж – фраза о расчете наличными или с помощью электронных средств расчета из текста нормы исключена.
2. Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ изложено в новой редакции: владельцу ККМ для освобождения от ответственности за ошибочное оформление чеков или нарушение применения ККТ (в т.ч. неприменение ККТ или применение кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям) достаточно добровольно исполнить соответствующую обязанность до вынесения постановления об административном правонарушении и направить в ФНС с помощью онлайн-кассы чек коррекции (БСО коррекции) с правильными данными по операции. При этом:
- к моменту отправки такого чека ФНС не должна располагать сведениями о совершении соответствующего нарушения,
- сам чек должен содержать достаточно сведений для оправдания действий налогоплательщика.
Таким образом, чтобы не получить штраф за неиспользование онлайн-кассы вовремя, налогоплательщику в общем случае не нужно будет готовить обширную оправдательную базу: вполне вероятно, что окажется достаточным совершения одного действия по отправке в ФНС фискального документа.
Онлайн-касса: штрафы за чеки по новым правилам
Дальнейшее реформирование законодательства о штрафах за онлайн-кассы также ожидается, причем, весьма масштабное. Нормы КоАП РФ, по которым назначается штраф за неприменение онлайн-кассы, довольно скоро могут перестать быть актуальными в принципе. Минфин подготовил законопроект, по которому регламенты по использованию ККТ и применению штрафных санкций за их нарушение могут исключить из КоАП РФ и прописать в другом кодексе – Налоговом.
Законопроект предусматривает включение в НК РФ положений об установлении Налоговым Кодексом не только системы налогов, сборов и взносов, но также и принципов фиксации расчетов (в частности, в новой редакции будет изложен п. 2 ст. 1 НК РФ).
Таким образом, в ст. 11 НК РФ появится новый термин «фиксация расчетов» - это действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации:
- по формированию фискальных документов в фискальном накопителе с применением ККТ;
- по формированию расчетных чеков в информационном ресурсе на сайте ФНС.
Предполагается введение в НК РФ понятийного аппарата, связанного со сферой применения контрольно-кассовой техники. В частности, в той же ст. 11 НК РФ будут закреплены определения терминов «кассовый чек», «фискальные данные». Появится еще один принципиально новый термин, о котором мы уже сказали выше - «расчетный чек», обозначающий документ, в установленном порядке применяемый вместо кассового в целях фиксации расчетов.
Будут предусмотрены правила обеспечения ФНС обязанностей по фиксации расчетов хозяйствующими субъектами. Так, новой статьей 105.56 НК РФ вводятся следующие ограничительные меры: приостановление операций по счетам хозяйствующих субъектов, блокировка их сайтов, приостановление деятельности стационарных торговых точек, блокировка вендинговых машин.
Законопроектом предусматривается введение денежных штрафов за нарушение обязанностей по фиксации расчетов. При этом, новыми правилами предусмотрен не только штраф за отсутствие онлайн-кассы или ее неприменение, но также и штраф за неприменение расчетного чека - альтернативного документа для фиксации расчетов. Санкции за нарушения такой фиксации будут прописаны в новой ст. 129.15 НК РФ. В общем случае если расчет произведен (и это обнаружено инспектором, управомоченным выписывать штрафы) без онлайн-кассы или инфраструктуры формирования расчетных чеков, то на хозяйствующий субъект накладывается штраф:
- в 50% суммы расчета без фиксации (но не менее 10 тыс. рублей) — если это ИП;
- в 100% от суммы расчета без фиксации (но не менее 30 тыс. рублей) — если это юрлицо.
Можно отметить, что указанные штрафы по онлайн-кассам несколько строже в сравнении с теми, что сейчас прописаны п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в части нижнего порога взыскания по сумме выручки. Текущий штраф: 25-50% от не фискализированной выручки ИП и 75-100% - юрлица (при тех же минимальных суммах штрафа в 10 тыс. и 30 тыс. рублей).
Законопроектом предусмотрены крайне внушительные санкции за неуказание или искажение в фискальном документе названия товара, подлежащего маркировке — 50 тыс. руб. на ИП и 100 тыс. руб. на юрлицо. Крупные штрафы предусмотрены за непредоставление в ФНС в установленном порядке фискальных данных — 100 тыс. рублей на ИП, 200 тыс. руб. на юрлицо. Аналогичных санкций в действующих нормах КоАП РФ не предусмотрено. Примечательно, что в ст. 129.15 НК РФ будут фактически скопированы новые положения КоАП РФ, рассмотренные нами выше, в части применения чека коррекции как оправдательного документа при совершении ошибок в фискализации.
Таким образом, реформа в области применения штрафных санкций к пользователям ККТ будет крайне масштабной. Но нужно иметь в виду, что пока речь идет лишь о проекте закона, который даже еще не внесен в Госдуму. Вполне вероятно, что к моменту начала его рассмотрения Парламентом положения, предложенные Минфином, будут значительно скорректированы, не говоря о столь же большой вероятности их изменения по законопроекту в редакции, что будет в итоге принята Госдумой.
Так или иначе, пока что любой штраф за онлайн-кассы для ИП и юрлиц накладывается строго по нормам КоАП РФ, и заинтересованному лицу в первую очередь имеет смысл отслеживать законодательную активность в их отношении. Данные нормы, как показывает практика, время от времени могут подвергаться корректировке.