Формирование кадровой политики организации
Статья по теме: Анализ кадровой политики организации на примере Кадровая политика – основное направление деятельности в работе с трудящимися гражданами на предприятии. Через кадровую политику осуществляется реализация задач и целей управления персоналом. Она подразумевает стратегическую линию поведения в работе с персоналом. ПодробнееКадровая политика затрагивает практически все аспекты функционирования предприятия, а точнее, те из них, в которых участвуют люди (персонал):
- оплата труда,
- производство и реализация продукции или услуг (в зависимости от специализации предприятия),
- обеспечение охраны труда,
- обеспечение нормального «микроклимата» в коллективе,
- налоги и социальные взносы,
- ведение кадрового делопроизводства и т.д.
Разработка и совершенствование кадровой политики организации должны производиться при участии различных специалистов. Основу кадровой политики определяет руководитель или собственник предприятия, исходя их которой, происходит дальнейшая разработка кадровой политики организации.
Принципы формирования кадровой политики
При разработке кадровой политики нужно руководствоваться следующими принципами:
- Действующее законодательство. Кадровая политика не должна противоречить ТК РФ и прочим законодательным актам. Здесь главное помнить, что работодатель может только улучшать положение работников по сравнению с законом, но не ухудшать его.
- Текущий рынок труда. Если в некоторых отраслях работодатель может позволить себе большую текучесть кадров в силу того, что с легкостью производит замену персонала, то предприятия, работа на которых требует узкоспециальных знаний, а специалисты нужной квалификации редки, должны в первую очередь озаботиться тем, как мотивировать работников от увольнения.
- Законы экономики. Определение необходимого количества и качества работников для оптимального баланса между производительностью труда, прибылью и затратами компании.
- Постоянное совершенствование кадровой политики предприятия с учетом новых потребностей и изменения требований рынка труда и законодательства.
После того, как принципы определены, можно приступать непосредственно к разработке кадровой политики.
Этапы формирования кадровой политики
Статья по теме: Типы кадровой политики Не существует таких компаний, в которых бы не было персонала. Каждое действующее предприятие ставит перед собой цель рационального управления сотрудниками, что достигается при правильном ведении кадровой политики. Именно она выступает весомым показателем в работе с людьми. У работодателей есть возможность применять многие виды кадровой политики организации, зависящие от манеры управления сотрудниками. ПодробнееУсловно можно выделить следующие этапы построения кадровой политики компании:
- Определение качественного и количественного состава работников - проще говоря, нужно установить, сколько нужно работников и каких профессии. Если кадровая политика разрабатывается на вновь образующемся предприятии, то на данном этапе разрабатывается штатное расписание и должностные инструкции (хотя бы их основа). На действующем предприятии проводится анализ действующего штатного расписания и его оптимизация (сокращение, введение новых должностей) при необходимости.
- Определение зарплатной политики. Это один из самых важных этапов. Нужно разработать положение об оплате труда, которое в достаточной мере будет мотивировать работников и в тоже время не будет убыточным для предприятия. Здесь учитывается не только зарплата, но и различные выплаты: премии, бонусы, материальная помощь и так далее.
- Выбор стиля управления персоналом компании. Во многом это будет зависеть от специфики деятельности. К примеру, на сталелитейном предприятии, с опасными и вредными условиями работы скорее сложится авторитарный стиль с более жесткой дисциплиной труда и строгой ответственностью за нее, а в творческом коллективе студии дизайна более вероятен демократический тип управления.
- Определение перечня мероприятий, которые будут производиться в отношении персонала. В первую очередь сюда нужно включить те, которые требует законодатель: спецоценка условий труда, приведение рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда, медосмотры, обучение и т.д. Также следует учесть возможность повышения квалификации работников, их профессионального развития и роста.
Образец оформления кадровой политики подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу.
Скачать образец в «КонсультантПлюс»
Итоги
Хорошо продуманная кадровая политика – одно из условий успешной работы любой фирмы. При этом необходимо постоянно производить совершенствование кадровой политики, поскольку требования законодательства и экономики постоянно меняются.