Цели инвентаризации

05.12.2023
0
Инвентаризация представляет собой мероприятие, направленное на выявление расхождений между учетными и фактическими данными по количеству имущества и на проверку обязательств организации. Она позволяет объективно оценить качество работы материально ответственных лиц. Обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств организации установлена ст. 11 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Порядок ее проведения регламентируют Методические указания, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Для чего нужна инвентаризация

При проведении инвентаризации руководство компании вправе получить достоверную информацию о наличии имущества и обязательств организации. Проверка может носить добровольный и обязательный характер.

Обязательный порядок проведения инвентаризационных процедур установлен по таким ситуациям:

  • имущество подлежит продаже, выкупу или сдаче в аренду — в этом случае, например, уточняется объем имеющихся в наличии материалов;
  • перед составлением годовой бухотчетности — кроме имущества, инвентаризация которого осуществлялась не ранее 1 октября отчетного года;
  • смена материально ответственного сотрудника (на день приемки-передачи дел) — для разграничения зон ответственности между специалистами.

В основном, проведение инвентаризации направлено на сверку количества разных активов компании с показателями, зафиксированными в учете организации. Это необходимо, например, для оперативного подтверждения или опровержения случаев хищения, порчи и злоупотреблений имуществом.

Обязательная инвентаризация требуется и в случаях, когда имущество компании могло пострадать от стихийного бедствия (пожара, потопа и др.), связанного с экстремальными условиями. Необходимость в выведении достоверных остатков по всем группам активов и обязательств возникает и перед оформлением ликвидационного (разделительного) баланса при намерении провести ликвидацию (реорганизацию) компании.

Общие цели инвентаризации сформулированы в п. 1.4 Методических указаний (утв. приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995). Это, например:

  1. Выявление фактического наличия имущества организации, в том числе собственного и арендованного.
  2. Обнаружение и фиксация неучтенных объектов ОС, задолженностей.
  3. Проверка достоверности учетных данных — например, сравнение показателей бухучета с фактическим наличием имущества.
  4. Оценка полноты отражения в учете информации об обязательствах компании.
  5. Анализ соответствия нормативам хранения ТМЦ.
  6. Проверка соблюдения правил эксплуатации основных средств и НМА.
  7. Сопоставление установленных законодательством РФ стандартов с имеющимися на предприятии техническими условиями.

Задачи проведения инвентаризации

Задачи инвентаризации заключаются в сверке количественных и качественных показателей по имуществу и в оценке структуры обязательств. Перед инвентаризационной комиссией могут ставиться задачи по:

  • определению того, соответствуют ли условия хранения активов (имущества) организации нормативным документам;
  • выяснению того, соблюдаются ли в компании правила эксплуатации объектов ОС;
  • выявлению списка объектов ОС, эксплуатацию которых рекомендуется прекратить по причине их несоответствия техническим требованиям или при крайней степени износа ОС;
  • проверке обоснованности формирования задолженности, соблюдения порядка ее списания;
  • анализу структуры резервов и иных статей бухбаланса.

Какие еще задачи могут ставиться перед инвентаризационной комиссией, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

Инвентаризация — это основной метод контроля за фактическим наличием имущества и иных ценностей на предприятии, а также, за имеющимися обязательствами. Ее главная цель — обеспечить достоверность реальных показателей и учетных данных.

Читайте также: Документальное оформление инвентаризации

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий