Любая коммерческая организация создается для получения прибыли. Поэтому при анализе отчетности собственники бизнеса и другие пользователи в первую очередь обращают внимание на показатели прибыльности. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – это одна из важнейших составных частей экономического анализа. Рассмотрим, каким образом его следует проводить.
Анализ абсолютных показателей
Анализ финансовых результатов деятельности организации начинается с расчета прибыли на нескольких «уровнях». Каждый вид прибыли отражает результаты работы компании в той или иной части, а итоговая, чистая прибыль, показывает эффективность бизнеса в целом.
Маржинальная прибыль определяется, как разница между выручкой (В) и прямыми затратами (ПР):
МП = В – ПР
К прямым затратам обычно относят сырье и материалы, заработную плату рабочих или (для торговых компаний) зарплату менеджеров по продажам.
Маржинальная прибыль показывает эффективность работы управленцев, контролирующих основную деятельность (начальник производства, руководитель службы продаж). Подробнее о маржинальной прибыли читайте здесь.
Чтобы определить операционную прибыль, нужно дополнительно учесть накладные расходы (НР):
ОП =МП – НР
Накладные расходы не могут быть напрямую отнесены на те, или иные виды продукции. Это могут быть, например, зарплата управленческого персонала, коммунальные платежи, реклама и т.п.
Операционная прибыль – это результат деятельности компании в целом, она показывает, насколько качественно организовано управление бизнесом на всех уровнях.
Однако, работа компании не сводится только к основной деятельности. Практически в любом бизнесе существуют «побочные» виды доходов (ПД) и расходов (ПР), например, доходы от сдачи в аренду неиспользуемых площадей или расходы по списанию основных средств. Сюда же относятся проценты по кредитам и займам.
В итоге получим налогооблагаемую прибыль:
НП = ОП + ПД – ПР
После того, как компания подвела итог всем своим доходам и расходам, она должна исполнить обязательства перед бюджетом – рассчитать и заплатить налог на прибыль (НалП). В некоторых случаях при этом возникают налоговые разницы (НР) – отклонения между затратами, признаваемыми для бухгалтерского и налогового учета. Они могут как увеличивать, так и уменьшать прибыль компании. В итоге чистая прибыль определяется как:
ЧП = НП – НалП +/- НР
Все перечисленные показатели обычно рассматривают в динамике, а также сравнивают с планом и (при наличии информации) - со средними данными по отрасли или результатами конкурентов.
Отдельно нужно упомянуть о показателе EBITDA. Он соответствует налогооблагаемой прибыли без учета процентов и амортизации. Отсутствие амортизации исключает «неденежные» затраты, а отсутствие процентов позволяет сравнивать компании с разной структурой пассивов. Можно сказать, что EBITDA - это чистый денежный поток до налогообложения и без учета затрат на привлечение капитала.
Данный показатель несложно рассчитать, зная налогооблагаемую прибыль.
EBITDA = НП + А + К%,
где А – амортизация, К% – проценты по кредитам
Анализ рентабельности
Показатели прибыльности, взятые «отдельно» от компании, не дают полноценной информации о результатах. Для того, чтобы провести полноценный анализ финансовых результатов деятельности предприятия, прибыль нужно сравнить с данными, характеризующими его масштаб.
Обычно в качестве «масштабных» показателей используют выручку или активы предприятия.
Рентабельность продаж рассчитывается, как отношение прибыли (ПР) к выручке (В):
РП = ПР / В
Этот показатель определяется по всем видам прибыли, рассмотренным выше. Он позволяет увидеть, насколько эффективно функционирует бизнес, как на различных «уровнях», так и взятый в целом (если речь идет о рентабельности по чистой прибыли).
Рентабельность активов определяется, как отношение прибыли к стоимости активов (А):
РА = ПР /А
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся ресурсы. Нередко (особенно для производственных предприятий) используют показатель рентабельности не по всем активам, а только по основным средствам.
Все показатели рентабельности анализируют в динамике и сопоставляют с плановыми значениями.
Рассмотрим анализ финансовых результатов деятельности организации на примере:
Показатели |
2016 |
2017 |
2017/2016 |
Выручка |
100 000 |
120 000 |
120% |
Переменные затраты |
60 000 |
75 000 |
125% |
Маржинальная прибыль |
40 000 |
45 000 |
113% |
%МП |
40,0% |
37,5% |
94% |
Постоянные затраты |
15 000 |
17 000 |
113% |
Операционная прибыль |
25 000 |
28 000 |
112% |
%ОП |
25,0% |
23,3% |
93% |
Прочие доходы |
3000 |
2500 |
83% |
Прочие расходы |
2500 |
3500 |
140% |
Налогооблагаемая прибыль |
25 500 |
27 000 |
106% |
Налог на прибыль |
5100 |
5400 |
106% |
Чистая прибыль |
20 400 |
21 600 |
106% |
%ЧП |
20,4% |
18,0% |
88% |
Из таблицы видно, что выручка и прибыль в 2017 г. выросли в абсолютных величинах по сравнению с 2016 г. Однако эффективность работы компании несколько снизилась. Об этом свидетельствует снижение показателей рентабельности. В данном случае, чтобы найти причины ухудшения показателей, нужно сделать подробный анализ доходов и расходов организации.
Вывод
Анализ финансовых результатов деятельности организации – это один из ключевых элементов экономического анализа. Он позволяет увидеть результативность работы отдельных направлений и бизнеса в целом. Для получения полноценной картины нужно исследовать как абсолютные, так и относительные показатели.