Инвентаризация нематериальных активов

30.10.2025
0
Инвентаризация нематериальных активов (НМА) должна производиться при смене материально ответственных лиц и перед составлением годовой бухотчетности. О том, что и как проверяется по объектам, не имеющим вещественной формы, расскажем в нашей статье.

Что относится к НМА

Статья по теме: Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете Подробнее

К НМА относятся внеоборотные активы, не имеющие материально-вещественной формы. Несмотря не то, что их невозможно потрогать, у большинства предприятий такой вид активов имеется и приносит хорошую прибыль.

Согласно ФСБУ 14/2022, чтобы объект считали нематериальным активом, он должен отвечать следующим условиям:

  • не имеет материально-вещественной формы;
  • приносит доход или экономическую выгоду в будущем — участвует в продаже, производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, предназначен для использования компанией для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд (либо для использования в деятельности НКО, направленной на достижение целей, ради которых она создана);
  • существует (идентифицируется) отдельно от других активов;
  • организация собирается его использовать более 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла свыше 12 месяцев.

Учитывая вышеназванные условия, к нематериальным активам можно отнести:

  1. Результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Средства индивидуализации юрлица, товаров, работ, услуг и предприятий - причем ФСБУ 14/2022 не распространяется на средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации.
  3. Разрешения (лицензии) на осуществление некоторых видов деятельности.

К НМА, например, относят права организации на базы данных, компьютерные программы, мобильные приложения, права на ноу-хау и даже деловую репутацию компании. Примеры нематериальных активов приведены в Положении по ведению бухучета от 29.07.1998 № 34н.

По закону, единицей учета НМА является инвентарный объект — совокупность прав на этот объект НМА, которые возникли по договору или иным документам (их может быть несколько), подтверждающим права на актив.

Нематериальные активы могут состоять не только из одного права, например, на компьютерную программу или на товарный знак. Инвентарным бывает и сложный объект из нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, сюда можно отнести какой-то мультимедийный продукт, сайт в интернете, театральное представление или кинофильм).

Если вы купили право на использование товарного знака и он отвечает заданным условиям, то вложение в него числится в бухгалтерском учете, как нематериальный актив. Не смотря на то, что физически на складе этот знак не лежит, его наличие (возможность использовать), состояние и степень «износа» права все равно необходимо периодически проверять.

Как проводится инвентаризация НМА

Инвентаризация НМА проводится согласно ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

Цель любой инвентаризации — сопоставить данные бухгалтерского учета с фактическим наличием. Однако, в отличие от основных средств, по НМА контролируется не вещественное наличие, а факт использования.

В связи с этим инвентаризация нематериальных активов предполагает проверку:

  • наличия документов, подтверждающих право компании на использование объекта, оформленных должным образом;
  • правильности и своевременность отражения НМА на балансе предприятия, правомерность учета объекта на счете 04.

Организация во время инвентаризации выявила ПО, документы отсутствуют. При каких условиях выявленное ПО можно учесть в составе НМА и амортизировать? Ответ дали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

В контрольных целях инвентаризация может проводиться в добровольном порядке по желанию руководства организации. Однако, есть ситуации, когда она обязательна по закону. Процедура инвентаризации должна проводиться в случаях:

  • передачи актива (аренда, безвозмездное пользование, управление, продажа, возврат);
  • составления годовой бухотчетности;
  • смены материально ответственных лиц (в день приемки-передачи дел), например, при смене руководителя (см. также «Инвентаризация при смене руководителя»);
  • при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
  • установления фактов хищения и порчи (повреждения) ценностей;
  • стихийных бедствий, пожара, аварий и иных чрезвычайных происшествий, вызванных экстремальными условиями;
  • ликвидации или реорганизации организации (кроме реорганизациии в форме преобразования).
Бланк по теме: Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 Посмотреть Скачать

Инвентаризация нематериальных активов проводится специально созданной комиссией, утвержденной руководителем предприятия путем оформления соответствующего приказа по форме ИНВ-22. В ее состав могут входить представители бухгалтерии и других профильных отделов.

Однако, в случаях из п. 22 ФСБУ 28/2023 инвентаризационную комиссию можно не создавать.

В обязательном порядке при инвентаризации присутствуют материально ответственные лица, отвечающие за сохранность документов по НМА, но они не входят в состав инвентаризационной комиссии. Комиссия будет сравнивать данные бухгалтерского учета с наличием подтверждающих документов.

По результатам инвентаризации составляют инвентаризационную опись (акт) в 2 экземплярах — первый передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Для оформления итогов используют унифицированный бланк описи ИНВ-1а или фирменный бланк, разработанный организацией, но с наличием обязательных реквизитов из ст. 9 закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Документ подписывается всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Подпись последних подтверждает факт их присутствия при проверочных мероприятиях и отсутствие претензий.

Бланк по теме: Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1а Посмотреть Скачать

Однако, если будут выявлены расхождения, то сведения о них заносят в сличительную ведомость по форме ИНВ-18 — также в 2 экземплярах. Обычно расхождения возникают по причине неоприходования объекта или несоответствия статусу нематериального актива. Если отсутствует правоустанавливающий документ или сам объект, то говорят о недостаче. Например, пропала база данных с компьютера или документы, подтверждающие права на ее использование. При этом определяются виновные лица, у которых впоследствии берут пояснения в письменном виде.

При обнаружении объектов, которые не учтены в учете, говорят об излишках. Их отражают в описи ИНВ-18 по (прописывается в учетной политике):

  • справедливой стоимости либо;
  • балансовой стоимости либо;
  • балансовой стоимости аналогичных активов.

Итоги проведенной инвентаризации на основе составленных документов отражаются на синтетических счетах учета, а также в аналитическом учете по карточке учета НМА.

Результаты инвентаризации фиксируются в ведомости ИНВ-26 (при наличии излишков, недостачи) и в протоколе заседания инвентаризационной комиссии. Затем, издается приказ руководителя компании об утверждении итогов (квалификации) инвентаризации НМА.

По результатам инвентаризации нематериальных активов бухгалтер сделает соответствующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходован НМА, выявленный в процессе инвентаризации

04

91-1

Списаны отсутствующие и не найденные НМА:

- списана амортизация недостающих НМА

- списана балансовая стоимость НМА

 

05

94

 

04

04

Недостача списана за счет виновных лиц

73-2

94

Недостача списана на расходы, потому что виновные лица не выявлены (или во взыскании с них недостачи отказано судом)

91-2

94

Итоги

Инвентаризация нематериальных активов (НМА) осуществляется при смене материально ответственных лиц, перед оформлением годовой бухотчетности и в иных обязательных случаях. О том, что и как проверяется по объектам НМА, рассказано выше в материале.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, кадрового делопроизводства и трудового права. В 2010 году окончила Тюменский государственный университет по специальности «Экономист». Общий профессиональный стаж — с 2008 года, в том числе на государственной службе в налоговых органах. Автор публикаций по практическому применению бухгалтерского и налогового учета в России, кадровому делопроизводству, решению корпоративных и трудовых споров.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Ответы на вопросы по этой теме:
В чем разница между ревизией и инвентаризацией?
Ревизия и инвентаризация, в чем разница - ответ неоднозначный, так как в обоих случаях речь идет о проверке. Отличия между терминами можно выделить, сравнив цели, назначение,...