Можно ли применять АУСН для маркетплейсов?
АУСН в 2025: что такое, где можно применять?
С июля 2022 года в некоторых регионах был введен специальный налоговый режим АУСН.
Основные преимущества, возникающие при применении АУСН:
- Индивидуальные предприниматели не платят страховые взносы за себя, но пенсионный стаж идет.
- В ИФНС не предоставляются декларации по УСН и 6-НДФЛ, а также в СФР – расчеты по страховым взносам. Не нужно следить за изменениями сроков подачи отчетов и правил их заполнения.
- Налог к уплате рассчитывается автоматически налоговой инспекцией на основании проведенных кассовых документов и информации, предоставленной банком. Сумму можно посмотреть в личном кабинете.
- Организации с наемными сотрудниками не должны платить страховые взносы за них. Исключение только для взносов на травматизм.
- Компании на АУСН освобождаются от ведения книг покупок и продаж.
Когда можно применять АУСН, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
С 1 января 2025 г. бизнес на маркетплейсе может применять АУСН, но только в качестве заказчика (комитента, принципала) по договорам поручения, комиссии или агентским. Исполнителем по таким договорам на АУСН работать все еще нельзя.
Так как почти все маркетплейсы составляют с продавцами агентские договоры, работа с ними попадает под действие АУСН. Теперь при работе с продавцами на АУСН маркетплейсы обязаны подавать сведения в налоговую инспекцию о взаиморасчетах.
Статья по теме: АУСН - новый налоговый режим с 2025 года До 31.12.2027 действует налоговый режим АУСН. В 2025 г. его могут применять юрлица и ИП, зарегистрированные не только в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане, но и в большинстве регионов РФ. Каковы особенности и условия применения налогового спецрежима АУСН в 2025 году, рассказано ниже в статье. ПодробнееПринципы работы АУСН с маркетплейсами
ИФНС рассчитывает налог к уплате на основании сведений, полученных из личного кабинета налогоплательщика, онлайн-кассы и банка, в котором открыт расчетный счет. В связи с тем что с начала года разрешено применять АУСН для маркетплейсов, торговым площадкам также поручено передавать в ИФНС данные о расчетах с продавцами.
Бизнес, работающий через маркетплейсы, не получает деньги с продаж напрямую от покупателей. Торговые площадки берут процент с выручки за свои услуги, при этом возможны 2 варианта взаиморасчетов:
- Маркетплейсы получают деньги с продаж, удерживают с них свою комиссию, а затем перечисляют остаток денежных средств продавцу.
- Селлер получает деньги с продажи товара, а затем перечисляет процент за услуги торговой площадке.
В связи с этим в 2025 году маркетплейсы сообщают в налоговую инспекцию следующие сведения о продавцах:
- Если денежные средства переводятся продавцу за вычетом комиссии – информацию о зачетах встречных требований, выполненных продавцами.
- Если продавец перечисляет процент с выручки после получения денежных средств с продажи – информацию о суммах агентских вознаграждений.
Независимо от порядка расчетов с торговой площадкой в качестве налогооблагаемой базы продавец должен учитывать полную сумму, поступившую от покупателя (без уменьшения на сумму комиссии и др. услуг маркетплейса).
Данная информация должна быть предоставлена в налоговую службу не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была удержана или получена комиссия за предоставленные услуги.
Пример:
Продавец получил с продажи товаров на маркетплейсе 20 тыс. р., из них 16 тыс. он получил на расчетный счет в банке, а 4 тыс. было удержано по агентскому договору торговой площадкой. В налоговую инспекцию поступит информация о доходе в размере 16 тыс. рублей от банка и отдельно от маркетплейса – в размере 4 тыс. р. При этом удвоения сумм доходов не произойдет.
Чтобы передавать сведения в налоговую, маркетплейсы должны входить в реестр ФНС. В связи с этим возникает вопрос: организация применяет АУСН – можно ли продавать на маркетплейсе, если торговая площадка не передает сведения о взаиморасчетах с продавцом в налоговую. Ответ на этот вопрос положительный. В этом случае информацию о расчетах с торговой площадкой продавец должен передавать самостоятельно через личный кабинет налогоплательщика.
Датой получения дохода необходимо считать дату поступления денежных средств на счет торговой площадки.
ИТОГИ
С принятием нового законопроекта «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» стало понятно, можно или нет применять АУСН для маркетплейсов. С 1 января бизнес, работающий на маркетплейсах, может применять данный режим налогообложения. При этом торговая площадка передает сведения об удержанной сумме комиссии в налоговую инспекцию. Если маркетплейс не уполномочен передавать такую информацию в ФНС, налогоплательщик самостоятельно формирует ее в личном кабинете.