Термин «расходы последующих периодов»: что означает, где используется на примере
Данный термин применяется, когда речь идет о денежных тратах, связанных с предстоящими работами и получением дохода в будущем, в течение нескольких отчетных периодов. Его также используют, если взаимосвязь доходов и расходов определяется опосредованно.
Типичным примером данных трат является закупка стройматериалов, предназначенных для грядущих строительных работ. То есть по факту материалы приобретены, переданы на строительный объект. А вот работы на объекте начнутся спустя некоторое время. Расходы же не предполагают, что скоро появятся доходы.
В качестве примера можно привести материалы, приобретенные для сезонного производства. По факту их закупили, передали, но производство с их участием пока не начато, а только предстоит. Еще один пример – плата за право пользования объектами интеллектуальной деят-ти (лицензионными программами и т. п.).
Несмотря на то что данный термин в налоговом учете не применяется, согласно п. 1 ст. 272 НК, отдельные расходы при налогообложении подлежат постепенному списанию на протяжении конкретного периода.
Как учитывать расходы будущих периодов в налоговом учете, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Сумму таких трат распределяют на каждый последующий относящийся к ней период по соответствующим (установленным) параметрам. Для целей их отображения используют счет 97, который так и называется: «Расходы будущих периодов» (далее по тексту также сокращенно – РБП).
Отображение РБП через 1С
Отображение расходов будущих периодов в 1С 8.3 включает их начисление и списание. Затраты по будущим периодам показывают при помощи двух документов:
1. Первый, практически универсальный – Поступление (акт, накладная) с видом Услуги (акт) (используется при затратах, поступающих от сторонних лиц). Создавая этот документ, указывают стандартно:
- соответствующую единицу, количество, цену;
- сч. 97.21 (счет затрат по БУ, НУ);
- траты будущих периодов в соответствии с данными идентичного по названию справочника;
- категорию, к которой они причисляются;
- сч. 19.04 (счет учета НДС).
2. Второй документ: Операция, введенная вручную (используется, когда речь идет о проч. расходах, убытках).
Справочник для учета РБП
Сведения по затратам будущих периодов заносят в одноименный справочник. Найти его можно в «Справочниках», кликнув «РБП» (см. разд. «Доходы и расходы»):
Названный справочник используют для субконто, отображая операции по сч. 97 и отчасти по субсчетам к сч. 76. Таким образом, его прямое назначение – учет трат, которые списываются равномерно. Но использовать его могут также при равномерном списании страховых платежей по сч. 76.01.9 и 76.01.2.
Заполнение полей справочника с пояснениями (что заполнять, указывать)
- Наименование;
- вид для налогового учета – нужно выбрать соответствующие затраты, которые подлежат отображению в НУ (например, «прочие»);
- установить вид актива по балансу, т. е. затраты, подлежащие отображению в бухучете («проч. оборотные активы»);
- сумма расходов будущих периодов в 1С, подлежащая списанию на протяжении установленного (т. е. заданного) времени указывается справочно (чтобы подсчитать помесячную сумму к списанию, следует исходить из суммы на сч. 97 либо, соответственно, на сч. 76.01.9 и 76.01.2);
- выбрать периодичность списания расходов (т. е. указать, как их будут списывать) – помесячно, особым порядком либо по кален. дням;
Особый порядок списания означает, что списывать нужно будет вручную (на момент закрытия месяца)!
- следует обозначить, с какой до какой даты подлежат списанию затраты;
- указывая счет затрат (статья расходов), подразумевают счет, который будет проставляться автоматом на момент признания данных трат;
- выбрать статью трат – прочие затраты.
Условный вариант заполнения справочника согласно представленным выше пояснениям:
Что следует принять к сведению:
- Все указанные в справочнике данные нужно сохранить, принять к учету в последующие периоды.
- Чтобы просмотреть результат после проведения документа, нужно кликнуть на «Показать проводки и др. движения документа».
Как списывают РБП
Сумму данных расходов, которая соответствует текущему периоду, каждый раз списывают при помощи регламент. операции «Списание РБП» при «Закрытии месяца» по следующему принципу:
- в «Операциях» переходят на «Регламентные операции»;
- выбирают вид «Списание РБП», а затем нажимают «Создать»;
- в открывшейся форме указывают соответствующий месяц списания, нажимают «Выполнить и закрыть».
Когда регламентная операция будет проведена, суммы ежемесячных списаний появятся в расходах (см. через «Дт\Кт»).
Обращаем внимание: операции рабочего стола по закрытию месяца могут выполняться автоматом через кнопку «Выполнить закрытие месяца»!
Как проводить инвентаризацию РБП через 1С
Помимо списания расходов будущих периодов, в 1С проводят инвентаризацию, проверяя соответствующие суммы, сроки, подтверждающие документы. Так, при инвентаризации:
- смотрят сумму по сч. 97;
- определяют, является ли законным причисление сумм к расходам последующих периодов, есть ли документы, которые их подтверждают;
- когда списаны расходы – в установленные сроки либо с их нарушением;
- нарушался порядок списания, закрепленный в учетной политике организации, либо нет.
Итоги
Через 1С отображают начисление и списание расходов последующих периодов. Для этого используют стандартно документ Поступление (акт, накладная) с видом Услуги (акт). Сведения о данных тратах заносят в одноименный справочник. Суммы списывают через регламент. операцию «Списание РБП» в рамках «Закрытия месяца».