Наличие машины в компании или у ИП – представителей малого бизнеса не такая уж большая редкость. Ведь действительно, во многих случаях обеспечиваемая при помощи авто мобильность может лишь способствовать успешному развитию предприятия. Особая ситуация, когда автомобиль требуется непосредственно в рамках коммерческой деятельности – при осуществлении перевозок пассажиров или грузов. И, разумеется, наличие машины предполагает отражение некоторых связанных с ней операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Автомобиль, как основное средство
Для начала рассмотрим отражение в учете самого факта приобретения автомобиля. Поскольку это дорогостоящая покупка, то речь в данном случае будет идти об основном средстве, приобретение которого необходимо задокументировать. На объект оформляют инвентарную карточку по форме ОС-6, акт приемки-передачи (ОС-1) и приказ о вводе в эксплуатацию.
Стоимость приобретения объекта основных средств списывается с помощью амортизации. Для УСН «доходы минус расходы» амортизация ОС в налоговом учете начисляется до конца календарного года, в котором был приобретен и введен в эксплуатацию объект, ежеквартально равными частями. Таким образом при наличии документов, а также, если такая покупка оправдана экономически, то есть в силу специфики деятельности использование автомобиля необходимо, за счет его стоимости можно серьезным образом уменьшить годовую налоговую базу. Это правило действует в первую очередь для юрлиц, которые приобретают автомобиль, что называется, на свое имя. Помимо налогового учета компании обязаны также вести учет бухгалтерский. В нем стоимость автомобиля списывается в течение нескольких лет, в соответствии со сроком его полезного использования. Таким образом амортизация в налоговом и бухгалтерском учете организаций совпадать не будет.
С индивидуальными предпринимателями ситуация в этом вопросе несколько легче и сложнее одновременно. С одной стороны, ИП не ведут бухучет, следовательно, для них вопрос стоит лишь в отражении автомобиля в составе основных средств для налогового учета. Однако в данной ситуации нужно учитывать, что частный коммерсант приобретает автомобиль так или иначе на свое имя, то есть такая покупка может быть интерпретирована, как личная. В этой связи, чтобы стоимость основного средства можно было учесть при расчете налога, необходимо подтвердить, что автомобиль будет использоваться именно в коммерческой деятельности.
Так, аргумент о том, что машина нужна для разъездов по общим вопросам бизнеса, скорее всего контролерами во внимание приниматься не будет. И, наоборот, не возникнет проблем у ИП, которые занимаются, например, пассажирскими или грузовыми перевозками. В этом случае оплаченное и введенное в эксплуатацию ОС будет списываться в налоговом учете в выше описанном порядке, а дополнительные расходы на транспортные услуги при УСН-15% можно будет учесть в налоговой базе. И, кстати, о вводе в эксплуатацию: автомобиль необходимо поставить на учет в ГИБДД. Именно эта дата постановки на учет будет считаться датой начала использования основного средства.
Если автомобиль, учтенный, как основное средство, будет продан от лица ООО или ИП, возникнет другая интересная ситуация. Во-первых, конечно же, сумму, которая будет уплачена покупателем, нужно будет включить в доходы на УСН текущего периода. Одновременно, если окажется, что ОС было продано в течение 3 лет после года его приобретения и учета его стоимости в расходах (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения,) то налогоплательщику придется пересчитать налоговую базу, применив к порядку отражения расходов на покупку ОС общережимные правила главы 25 Налогового кодекса.
Порядок отражения, когда случилась продажа транспорта при УСН «доходы минус расходы», в данном случае следующий. Для начала нужно определить день, когда были учтены расходы на приобретение ОС. В данном случае это день постановки авто на учет в ГИБДД. Далее нужно рассчитать амортизацию по реализуемому основному средству в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса за весь период пользования данным имуществом.
Это означает, что амортизацию по такому объекту нужно будет определять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был введен в эксплуатацию, до месяца его реализации включительно. Далее из «упрощенной» налоговой базы исключаются учтенные расходы в виде стоимости приобретенного основного средства. В тот же период, а также последующие годы в базу включаются соответствующие суммы рассчитанной по общережимным правилам амортизации. Указанная последовательность действий приведет к тому, что за прошедшие периоды упрощенцу необходимо будет подать корректировочные декларации, доплатить налог и пени.
Транспортный налог при УСН «доходы минус расходы»
Наличие автомобиля на балансе организации предполагает уплату компанией транспортного налога. Его сумму компании рассчитывают самостоятельно на основании технических данных по автомобилю. Датой, с которой организация становится плательщиком данного платежа, является дата постановки машины на учет в ГИБДД. Подача декларации по налогу производится по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным. В тот же срок по общим правилам необходимо уплатить и сам налог.
Налоговым кодексом предусмотрена в том числе и уплата авансовых платежей по транспортному налогу. Размер аванса составляет ¼ часть рассчитанного за год налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Величина транспортного налога к уплате по итогам года определяется как разность между указанной в налоговой декларации суммой и перечисленными в течение расчетного периода авансами. Сам авансовый порядок расчета с бюджетом в данном случае предусмотрен Налоговым кодексом, однако сроки перечисления авансов устанавливаются региональными властями. Также на местном уровне авансы по транспортному налогу могут быть вовсе отменены. В этом случае компания должна будет уплатить всю сумму налога по окончании года.
ИП уплачивают транспортный налог в обычном порядке, как физлица. Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса самостоятельный расчет транспортного налога предусмотрен лишь в отношении организаций. Индивидуальные предприниматели, как и физические лица, уплачивают налог на основании полученного из ИФНС уведомления. (п. 3 ст. 363 НК РФ). Данные для расчета ИФНС самостоятельно получает из ГИБДД в порядке межведомственного взаимодействия.
Резонный вопрос, который возникает, когда уплачиваешь транспортный налог. Включается в расходы при УСН или нет?
По общему правилу и на основании подпункта 22 пункта 1 стать 346.16 Налогового кодекса транспортный налог принимается к расходам при УСН, при условии, разумеется, применения ставки 15%, поскольку является сбором, уплачиваемым в соответствии с налоговым законодательством. Однако снова не стоит забывать и об экономической целесообразности любых принимаемых в уменьшение налога расходов. Так, поскольку наличие автомобиля на балансе организации уже само по себе предполагает его использование в коммерческой деятельности, проблем с учетом уплаченного транспортного налога в составе расходов компании на УСН не возникнет. Вопрос, включать ли транспортный налог в расходы УСН для индивидуальных предпринимателей, снова упирается в факт использования машины в коммерческой деятельности. Если речь идет о налоге за автомобиль, который дохода не приносит, то есть используется скорее физлицом, а не коммерсантом, то учесть транспортный платеж в уменьшение «упрощенной» налоговой базы нельзя. Но если авто непосредственно связано с получением дохода в предпринимательской деятельности, понятно, что транспортный налог, включение в состав расходов УСН которого невозможно «в личных целях», в данном случае оправданно и разрешено. Это в частности подтверждают и работники Минфина в своем письме от 4 июля 2013 года № 03-11-11/25784.
Расходы на содержание служебного транспорта при УСН
И, наконец, еще один актуальный вопрос для ситуации, когда имеющие автомобиль организация или индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», это возможность учета в налоговой базе расходов по содержанию авто. Ведь, действительно, траты на горюче-смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машины могут оказаться довольно значительными.
Со списанием расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете компании проблем не возникает. Однако для того, чтобы затраты были документально подтверждены, организация должна их каким-то образом регламентировать, например, утвердить внутренним приказом нормы расхода топлива по конкретному автомобилю. Контролеры настаивают, что при расчете данных лимитов необходимо пользоваться цифрами, установленными Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.
Также необходимо сохранять чеки об оплате бензина и заполнять путевые листы. Они будут доказательством того, что расходы на ГСМ экономически обоснованы и документально подтверждены.
Для индивидуальных предпринимателей, которые приобретали автомобиль после регистрации и для заявленной в ЕГРИП деятельности по перевозке пассажиров или грузов, действуют те же правила. То есть факт, что вы оказываете транспортные услуги при УСН «доходы минус расходы», индивидуальным предпринимателям также позволяет включать расходы на обслуживание автомобиля в налоговую базу.
Если же непосредственного дохода от использования автомобиля ИП не получает, то учесть расходы на ГСМ предприниматель может в порядке компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях исходя их положений подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, и лишь в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. Эти нормы составляют 1200 рублей в месяц для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров и 1500 рублей в месяц для автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 кубических сантиметров.
Траты на ГСМ и прочие сопутствующие технические работы по обслуживанию автомобиля сверх этих сумм учесть в расходах по УСН учесть нельзя. В то же время даже если это минимальные суммы, транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы», должны быть документально подтверждены. Проще говоря, заполнение путевых листов и сбор и хранение кассовых чеков, накладных на покупку ГСМ или актов по проведению технических работ также остаются актуальными.