Режим труда и отдыха водителей в 2019 году

13.03.2019
0
Команда СП

В 2019 году нормы, определяющие режим труда и отдыха водителей в России, а также принципы контроля за соблюдением установленной продолжительности управления транспортным средством и отдыхом водителей, претерпят ряд изменений, которые найдут отражение не только в законодательных актах, но и в «Правилах дорожного движения».

Как в связи с нововведениями изменится режим труда и отдыха водителей, предусмотрена ли ответственность за отказ от установки контролирующих устройств (тахографов) – об этом расскажем в нашем обзоре.

Режим труда и отдыха водителей в 2019 году: законодательный регламент и изменения

Актуальные нормативные акты, которые в 2019 году регламентируют режим труда и отдыха водителей – Приказ Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 г. (с изм. внесенными приказом № 170 от 03.05.2018), а также закон № 386-ФЗ от 30.10.2018 г., внесший изменения в ряд нормативных актов, в т.ч. в закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.

Когда, что и для кого меняется в действующем режиме работы

Изменения вводятся в действие с 1 ноября 2019 года. Их действие распространяется на водителей:

  • автобусного пассажирского транспорта;

  • грузовых автомобилей, грузоподъемностью свыше 3500 кг.

Что меняется?

Для контроля и учета времени нахождения водителей за рулем становится обязательным применение тахографов – специальных приборов учета, контролирующих основные аспекты работы на маршруте (общее время управления ТС в пути, время отдыха, дальность пробега и проч.). С 01.11.2019 г. устанавливается обязательное требование контролировать показатели, составляющие режим труда и отдыха водителя, по тахографу.

Проектом постановления Правительства о внесении изменений в «Правила дорожного движения» в отдельных случаях предусмотрено увеличение общей продолжительности рабочего дня водителя до 10 и 12 часов, при условии, что время непосредственного управления транспортным средством не превысит 9 часов. В обобщенном виде максимальные пределы управления автомобилем составят:

  • в сутки – 9 час., при этом допускается превышение установленной нормы до 10 час., но не более 2 раз в течение одной недели;

  • в неделю – 56 час.;

  • в течение 2-х последовательных календарных недель – не более 90 час.

Режим отдыха включает в себя обязательные перерывы:

  • на маршруте – 45 минут после каждых 4 час. 30 мин. непрерывного управления ТС (рекомендовано разделение на два перерыва, продолжительностьюв 30 и 15 минут);

  • в сутки – 11 часов; допускается сокращение указанной продолжительности до 9 часов, но не более 3 раз между еженедельным отдыхом;

  • в неделю – еженедельный отдых, следующий за ежедневным отдыхом, не менее 24 часов;

  • в двухнедельный период – два еженедельных отдыха общей продолжительностью не менее 45 часов и не менее 24 часов каждый.

Таким образом, устанавливаются еще два обязательных показателя:

  • предел максимального непрерывного управления ТС – не более 4 часов 30 минут;

  • предел общего показателя рабочего времени (в одних сутках) – не более 12 часов.

С учетом нововведений, субъекты предпринимательства, в собственности которых находятся вышеперечисленные виды ТС, будут обязаны привести в соответствие рабочие графики водителей, чья специфика работы подразумевает долговременное пребывание на маршруте следования, а водителям предстоит соблюдать указанные нормативы.

Читайте также: Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Все случаи отступления от установленного режима труда и отдыха, их характер, пределы превышения и причину необходимо будет указывать в маршрутной тахокарте.

Для того чтобы на территории стран ЕС соблюдался рекомендованный Европарламентом режим труда и отдыха водителя-международника, памятка с указанием на время управления ТС, а также периодичность и продолжительность перерывов на отдых, должна быть в наличии у каждого экипажа.

Читайте также: Свидетельство профессиональной компетентности водителя

Аспекты, учитываемые в режиме работы и отдыха водителя

Нормативные акты, действующие в правовом поле РФ, регламентируют режимы работы и отдыха воительского состава с учетом разных аспектов – грузоподъемности автомобилей, численности экипажа, внутреннего или международного формата перевозок, количества посадочных мест в пассажирских автобусах, и проч., что позволяет конкретизировать:

  • режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей с учетом их специальных модификаций – грузоподъемности, назначения (спецтранспорт для транспортировки опасных, воспламеняющихся, взрывоопасных, крупногабаритных и негабаритных грузов, дальномеров);

  • режим труда и отдыха водителей международных перевозок, синхронизировав его с требованиями Регламента Евросоюза;

  • режим труда и отдыха водителей-дальнобойщиков, с учетом необходимости параллельного выполнения обязанностей по экспедированию и охране груза;

  • режим труда и отдыха водителя автобуса, в зависимости от формата маршрута – внутригородского, междугороднего ближнего следования, междугороднего дальнего следования;

  • режим труда и отдыха двух водителей, с указанием порядка и хронологии передачи управления ТС между членами экипажа, отдыха при следовании на дальних и многодневных маршрутах. Отметим, что режим труда и отдыха 2 водителей, составляющих экипаж транспортного средства на маршрутах дальнего и международного следования, учитывается по тахографу, обязательно рассчитанному на двоих.

В качестве метода учета времени работы и отдыха водительского состава, задействованного на вышеуказанных типах ТС, применяется две системы учета показателей – ежедневная и суммированная, в зависимости от применения которых разрабатывается график работы водителей.

Читайте также: Новые правила заполнения путевых листов

Нарушение режима труда и отдыха водителей: новое в порядке ответственности

До настоящего времени соблюдение режима труда и отдыха водителей находилось исключительно в зоне ответственности лица, управляющего ТС. Теперь же, согласно Законопроекту № 435964-7, внесенному в Госдуму Минтрансом, за нарушение регламентированного режима планируется ответственность, нести которую будут и водители и субъекты предпринимательства. Так:

  • штраф за режим труда и отдыха водителей, его несоблюдение и несоответствие установленным нормам составит:

    • для водителя – от 3000 до 5000 руб. (сейчас это1000 – 3000 руб.);

    • для юрлиц и ИП – от 20 000 до 50 000 руб.;

    • для должностных лиц – 7000 – 10 000 руб.;

  • штрафы за отсутствие прибора учета (тахографа) будут аналогичными, при этом к юрлицам и ИП может применяться приостановление права деятельности на срок до 90 суток.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий