Рекомендации Роспотребнадзора для торговли

05.06.2020
0
Команда СП

Роспотребнадзор издал ряд свежих рекомендаций, подлежащих применению розничными торговыми предприятиями в период противодействия коронавирусу. Ознакомимся с ключевыми положениями документов, выпущенных ведомством.

Рекомендации Роспотребнадзора по коронавирусу для торговли: нормативная база

Под контролем такого ведомства как Роспотребнадзор, торговля находится практически постоянно. Данная структура периодически издает различные рекомендации для предприятий отрасли. Сейчас к числу наиболее актуальных относятся те, что связаны с обеспечением выхода ритейла из «карантинных» ограничений.

Самые свежие рекомендации Роспотребнадзора для торговли, разработанные в целях применения в период противодействия коронавирусу, отражены в документе № МР 3.1/2.3.5.0191-20. Он был утвержден 1 июня 2020 года приказом Главного санитарного врача России и заменил предшествующие рекомендации, которые содержатся в следующих документах:

  • МР 3.1/2.3.5.0173/8-20 от 21.04.2020 (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 по торговле);
  • МР 3.1/2.3.5.0173/7-20 от 21.04.2020;
  • МР 3.1/2.2. 0173/5-20 от 21.04.2020.

В указанных документах были отражены правила для предприятий торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Заменивший их регламент включает правила для всех видов торговли.

Рассмотрим подробнее, какие именно рекомендации для предприятий торговли содержит новый документ от Роспотребнадзора.

Рекомендации Роспотребнадзора для розничной торговли: общие профилактические меры

В пунктах 1.1 - 1.5 рекомендаций, утвержденных 1 июня 2020 г., содержатся формулировки по принятию общих профилактических мер, актуальных для любых типов хозяйствующих субъектов. В документе сказано, что торговые предприятия должны:

  • Проводить генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств непосредственно перед открытием.
  • Разделять работников так, чтобы контакты между ними были минимальны – по участкам, отделам, сменам.
  • Перед началом рабочей смены измерять температуру у работников (с обязательной дезинфекцией градусников), проверять симптомы ОРВИ. Оптимальна дезинфекция градусников спиртом, который отнесен к числу эффективных дезсредств против коронавирусов, о чем свидетельствуют более ранние рекомендации Роспотребнадзора по коронавирусу для работодателей (магазинов в том числе).
    Если есть подозрения на болезнь – отстранять человека от работы. Также у людей с симптомами нужно узнавать:
  • о состоянии здоровья проживающих с ними лиц;
  • о возможных контактах с другими заболевшими либо лицами, приехавшими из других регионов России или из-за границы.

И то и другое может быть произведено методом опроса, анкетирования или иного приемлемого способа получения информации от работника.

Измерять работникам температуру следует дважды в течение рабочего дня (утром и вечером), также следует проводить осмотр на наличие симптомов коронавируса.

  • Ставить при входе на территорию предприятия дозаторы и иные приспособления (либо салфетки) с кожными антисептиками для обработки рук и обязывать работников пользоваться ими.
  • Запрещать проход в служебные помещения лиц, которые не работают на предприятии, если только они не выполняют работы, обеспечивающие производственные процессы магазина (например, ремонтные, сервисные).

Читайте также: Инструкция Роспотребнадзора по дезинфекции для работодателей: комментарий

Инструкция Роспотребнадзора для магазинов: «социальное дистанцирование»

В пунктах 2.1 – 2.11 документа от 1 июня Роспотребнадзор требования к торговле устанавливает в части обеспечения сокращения контактов между работниками во избежание передачи инфекции воздушно-капельным и контактным путем.

Магазинам необходимо:

1. Ограничивать контакты между работниками, относящимися к разным участкам, отделам, сменам, если они не связаны едиными задачами и общими производственными процессами.

Возможно разграничение рабочих потоков, размещение работников в отдельных кабинетах, распределение их по нескольким сменам, обеспечение соблюдения принципов социального дистанцирования.

2. Предоставлять работникам условия для мытья и обработки дезсредствами рук (в местах общественного пользования, приема пищи). Рекомендуется уделять внимание соблюдению мер гигиены продавцами, работниками распределительного центра, экспедиторами, мерчендайзерами, представителями поставщиков. Кассиры и продавцы должны обрабатывать руки (в т.ч. руки в перчатках) антисептиками каждые 2 часа.

3. Обеспечивать работников защитными масками (с заменой одноразовых масок 1 раз в 3 часа, а многоразовых со сменными фильтрами – согласно инструкции), дезсредствами, салфетками. Нельзя использовать увлажненные маски, а также применять одноразовые маски повторно (использованные СИЗ централизованно собирают и упаковывают в 2 герметичных полиэтиленовых пакета перед выбрасыванием).

4. В течение дня и по окончании смены проводить влажную уборку в торговых залах, помещениях для служебного и общественного пользования с задействованием дезсредств.

5. Каждые 2-4 часа дезинфицировать контактные поверхности, ручки на дверях, покупательских корзинах, элементы кассовых аппаратов и терминалов, продуктовые лотки, выключатели, поверхности прилавков, предметов мебели, оргтехники и т.д. Используются дезсредства, подходящие для обеззараживания при вирусных инфекциях (перечислены в письме № 02/770-2020-32 от 23.01.2020).

6. Оперативно изолировать работников с симптомами ОРВИ или повышенной температурой, информировать об этом медучреждения. При выявлении зараженных коронавирусом сотрудников организовать противоэпидемические мероприятия.

7. Обеспечивать общий запас моющих средств, дезсредств, СИЗ как минимум, на 5 дней.

8. Использовать в помещениях, где постоянно находятся люди, приборы для обеззараживания воздуха.

9. При возможности проветривать помещения каждые 2 часа.

10. Организовывать внутрикорпоративное питание, если оно предоставляется, по графику.

В местах приема пищи проводить необходимые дезинфекционные мероприятия по рекомендациям для общепита. Если внутрикорпоративной столовой нет, то нельзя разрешать работникам есть на рабочих местах: необходимо выделить помещение или место для приема пищи, где имеется раковина с краном, а также дозаторы для обработки рук антисептиком.

11. Использовать в торговом зале разметку для обеспечения социальной дистанции между покупателями не менее 1,5 метров.

Рекомендации Роспотребнадзора: торговля продуктами питания

По существу любыми ритейлерами могут быть применены вышеперечисленные пункты рекомендаций, которые разработал Роспотребнадзор: торговля непродовольственными товарами либо продуктами питания попадают под соответствующие данным пунктам положения. Но есть рекомендации, относящиеся непосредственно к продуктовой рознице.

Речь идет о пунктах 3.1-3.2 документа МР 3.1/2.3.5.0191-20 от 1 июня 2020, где сказано следующее:

  • В магазине, который сам изготовляет полуфабрикаты, кулинарные и хлебобулочные изделия, должны стоять посудомоечные машины с дезинфицирующим эффектом. Рекомендуется выбирать программы мытья посуды при максимально высокой температуре.
  • Необходимо исключить возможность осуществления покупателями самостоятельной навески продуктов (все товары должны продаваться в упаковке).

Все это лишь рекомендации, а не требования Роспотребнадзора к розничной торговле. Означает ли это, что их можно не соблюдать, рассмотрим далее.

Читайте также: Штрафы магазинам за нарушение масочного режима

Рекомендации не выполнены: последствия

Рекомендации Роспотребнадзора, как следует из их названия, действительно, не носят предписывающего характера. Поэтому, здесь не может быть прямых санкций за их неисполнение.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что у Роспотребнадзора есть полномочия выносить в отношении хозяйствующих субъектов предписания, направленные на обеспечение противодействия распространению инфекции. Одна из ключевых отраслей, на которые обращает внимание Роспотребнадзор – торговля (коронавирус усиливает такое внимание). Поэтому, взаимодействие магазинов и ведомства в период противодействия инфекции предполагает быть регулярным.

За невыполнение предписаний Роспотребнадзора полагаются санкции на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ:

  • в отношении должностных лиц – штрафы до 2000 рублей или дисквалификация до 3 лет;
  • на юрлиц налагают штрафы до 20 000 рублей.

Следовательно, чем более фирма следует рекомендациям, тем меньше вероятность, что она получит предписания Роспотребнадзора по коронавирусу для торговли (как и для любой другой сферы). А если фактические предписания поступят, то их попросту будет проще выполнить и не получить штрафы. Следуя рекомендациям, магазин будет полностью подготовлен к обязательным мероприятиям, направленным на противодействие коронавирусной инфекции.

Читайте также: Работодателей обязали тестировать сотрудников на коронавирус: алгоритм действий

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий