Проведение инвентаризации

29.09.2024
0
Инвентаризация проводится ежегодно перед формированием годовой отчетности в обязательном порядке. Кроме того, руководитель вправе самостоятельно определить периодичность проведения ревизионных мероприятий. Рассмотрим алгоритм проведения инвентаризации более детально.

График проведения инвентаризации – образец

Статья по теме: В каких случаях проводится инвентаризация ? Инвентаризация — это проверка наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации. В каких случаях проводится инвентаризация ? Когда проведение инвентаризации обязательно ? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее. Подробнее

Руководству предприятия законодательством РФ предоставляется право самостоятельно определять частоту инвентаризационных проверок (но не реже 1 раз в год — перед составлением годовой бухотчетности). Их периодичность отражает план-график проведения инвентаризации и отдельный пункт учетной политики.

Исключением являются случаи обязательного внепланового пересчета ценностей:

  • во время реорганизационных мероприятий;
  • при начавшейся ликвидации организации;
  • при оценке последствий чрезвычайных ситуаций;
  • если проведение инвентаризации необходимо для подтверждения факта кражи или порчи имущества;
  • перед формирование годовой отчетности;
  • порядок инвентаризации должен быть соблюден и в случае изменений в составе материально ответственных лиц;
  • передача имущества компнаии в аренду, его выкуп, продажа;
  • преобразование ГУП (МУП).

При большом объеме инвентаризируемых объектов целесообразно составлять план проведения инвентаризации, образец которого поможет оптимизировать работу членов инвентаризационной комиссии. В график проведения инвентаризации включаются обязательные сведения о:

  1. Перечне объектов, подлежащих проверке и пересчету.
  2. Пофамильном составе инвентаризационной комиссии.
  3. Сроках ревизионных действий с указанием их периодичности.

План-график инвентаризации не имеет образца, утвержденного законодательно. Его бланк разрабатывается главным бухгалтером. На документе обязательно должна присутствовать подпись руководителя компании, утверждающая план ревизионных мероприятий.

График инвентаризации, образец:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «Людмила»

__Назаров _      Назаров Д.Н.

20.10.2024      

(дата)

ПЛАН-ГРАФИК

ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ООО «ЛЮДМИЛА»

НА 2024 ГОД

Категория активов

Даты проверки

Ответственные лица

1.

Основные средства

24.11.2024

Иванов О.В.

Сидоров С.Г.

2.

Нематериальные активы

15.12.2024

Васильев А.А.

Денисов Л.Д.

3.

Касса

27.12.2024

 

Волнина А.Л.

 

Главный бухгалтер                                         ____Волнина_____                         Волнина А.Л.

Общие правила проведения инвентаризации

В п. 2 Методических указаний Приказа Минфина № 49 раскрываются правила проведения инвентаризации (но с 1 апреля 2025 г. действует новый документ — ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация"). Они распространяются на:

Как отразить в бухгалтерском учете результаты инвентаризации, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Бланк по теме: Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 Посмотреть Скачать

Порядок проведения инвентаризации предполагает издание приказа о формировании комиссии. В ее состав должны входить представители:

  • администрации;
  • бухгалтерии;
  • привлекаемые из других подразделений.

Правила инвентаризации запрещают осуществлять проверку при отсутствии даже одного из членов комиссии. Обязательным является и предварительное ознакомление всех задействованных лиц с данными отчетов о движении материальных ценностей и денежных ресурсов, с приходно-расходной документацией.

Как проводить инвентаризацию: с участием материально ответственных лиц или без них? Присутствие данной категории сотрудников является обязательным. Они перед началом ревизионных мероприятий дают расписку о завершении операций по документальной фиксации перемещения имущества. Порядок проведения инвентаризации на предприятии предполагает поштучный пересчет всех ценностей, при необходимости должно производиться их взвешивание и обмер.

Если ревизия растягивается на несколько дней, помещения с проверяемыми активами опечатываются. На подведение итогов проверки и их документальное отражение график инвентаризации должен отводить достаточно времени. Результаты ревизии вносятся в инвентаризационные описи вручную или при помощи оргтехники. Бланк документа подписывается всеми участниками процесса проверки: членами комиссии и материально ответственными лицами.

Уведомление о проведении инвентаризации

Механизм уведомления всех заинтересованных лиц о предстоящей инвентаризации предполагает ознакомление их с такими документами:

Дополнительной, но необязательной мерой является официальное вручение материально ответственному работнику письменного уведомления. Порядок проведения инвентаризации предполагает передачу этого документа сотруднику лично под расписку или путем отправки по почте. Для подтверждения факта уведомления заинтересованных лиц о предстоящей проверке работодатель может воспользоваться полученной распиской или квитанцией о приеме почтового отправления оператором узла связи.

Этапы проведения инвентаризации

Этапы инвентаризации условно можно разделить на несколько блоков:

  • подготовительные мероприятия;
  • подсчет, обмер и взвешивание имущества;
  • сопоставление фактических данных с учетными;
  • документальная фиксация результатов ревизии.

Пошаговая инструкция по проведению инвентаризации:

  1. Формирование комиссии по инвентаризации.
  2. Ознакомление с учетными сведениями о количественном составе имущества.
  3. Составление материально ответственным лицом расписки.
  4. Начинается проведение инвентаризации — проверяются активы и обязательства предприятия. Важно проверять и техническую исправность каждого объекта. Возможна реализация сверки с контрагентами.
  5. Следующие этапы проведения инвентаризации предполагают внесение получаемых сведений о фактическом наличии в инвентаризационные описи. Далее производится сравнение факта с данными, которые содержатся в учетной документации.
  6. Этапы инвентаризации должны проходить при строгом соблюдении последовательности. Завершающим шагом будет выявление расхождений и их фиксация в протоколе заседания комиссии и итоговом акте, корректировка данных бухгалтерского учета (в случае необходимости).
  7. В ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, обобщаются результаты данной проверки.

Окончательное решение руководителя компании по итогам рассмотрения документации, предоставленной инвентаризационной комиссией, оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации.

Итоги

Инвентаризация проводится в строгом соответствии с нормативными актами. Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая инвентаризационная комиссия в сроки, установленные руководителем организации. Результаты инвентаризации отражают в инвентаризационных описях (актах) и в соответствующей ведомости, а выявленные расхождения с учетными данными — в сличительных ведомостях либо непосредственно в актах (описях).

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий