Приказ № 835н о предрейсовом и послерейсовом осмотре водителей
Отношения, связанные с медосмотром водителей перед рейсом и после него, регулируются Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Этот нормативный документ утверждает порядок проведения процедуры, а также регламентирует вопросы ведения отчетной документации о ней.
Кто должен проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры
Согласно Приказу Минздрава № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ и иными нормативными актами.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Иными словами, каждый водитель, работающий по трудовому договору в организации или у индивидуального предпринимателя, должен проходить медицинский осмотр перед выходом в рейс.
Кто освобожден от предрейсовых осмотров
От предрейсовых осмотров освобождаются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. В соответствии с Постановлением Правительства от 31 августа 2021 № 1453 к ним относятся:
- служба пожарной охраны;
- служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- полиция;
- служба скорой медицинской помощи;
- аварийная служба газовой сети;
- служба «антитеррор».
Что касается послерейсовых осмотров, то они предусмотрены только для водителей, чья работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец
Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:
- Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
- Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.
Типовой образец положения дан в приложении № 2 к методическим рекомендациям. Также его можно скачать у нас:
Бланк по теме: Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров в организацииЧто входит в предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей
Согласно методическим рекомендациям Минздрава, медосмотр водителей перед рейсом включает следующее:
- сбор анамнеза;
- определение артериального давления и пульса;
- определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в организме.
Для последнего исследования проводят анализ выдыхаемого воздуха или биологических субстратах (например, моче) одним из официально признанных методов.
Данный перечень обследований не является исчерпывающим. В соответствии с нормами методических рекомендаций Минздрава при наличии показаний проводятся любые другие медицинские процедуры, которые могут понадобится для решения вопроса о допуске водителя к работе.
Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей в организации
Медицинский осмотр водителей может быть организован одним из двух способов: штатным врачом организации или в профильном медицинском учреждении. Разберем каждый из них более детально.
Проведение осмотра штатным врачом
Медицинский осмотр может проводить врач, который числится в штате организации.
Однако для того, чтобы иметь такого работника, необходима соответствующая лицензия.
Включать его в штат имеет смысл только при большом количестве водителей – например, 15 и более. В этом случае осмотре в сторонней медорганизации при плюс-минус одновременном выходе в рейс может отнять много времени.
Проведение осмотра в медицинской организации
Данный способ подразумевает, что осматривать водителей перед рейсом будут врачи стороннего медицинского учреждения, с которым у организации или индивидуального предпринимателя заключен соответствующий договор. Плюс этого варианта в том, что не требуется оформлять лицензию. Основной минус – медосмотр не всегда проходит быстро, поскольку медучреждение сотрудничает далеко не с одной компанией.
Медицинское учреждение, с которым организация заключает договор, должно иметь полученную в установленном законом порядке лицензию на оказание медуслуг.
Еще больше полезной информации об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Оформление результатов осмотра
Результат медицинского осмотра водителя вносится в путевой лист. Также он записывается в специальный журнал. Существует два типа таких журналов: для предрейсовых и для послерейсовых осмотров.
Журнал регистрации предрейсовых осмотров – образец
Лист журнала предрейсовых осмотров представляет собой таблицу, в которой отражается следующая информация:
- дата проведения медицинского осмотра водителя;
- порядковый номер записи в журнале;
- Ф.И.О. осматриваемого водителя;
- пол работника;
- дата рождения водителя;
- данные о наличии жалоб на самочувствие;
- сведения о температуре тела на момент осмотре;
- информация об артериальном давлении на момент осмотра;
- данные о наличии в организме алкоголя и других психоактивных веществ;
- сведения о пульсе.
Также в журнале есть столбец с заключение врача о допуске или недопуске в рейс. После него следуют столбцы, в которых ставят свои подписи осматриваемый водителя и медицинский работник, который проводил медосмотр.
Листы журнала нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью организации и подписью ее руководителя.
Если у вас возникают проблемы с оформлением журнала предрейсовых осмотров, вы можете скачать образец документа у нас на сайте:
Бланк по теме: Образец журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителейЕсли водитель не прошел осмотр
В соответствии с методическими рекомендациями Минздрава водитель считается не прошедшим осмотр при наличии:
- симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (например, температуры тела свыше 37 градусов Цельсия или плохого самочувствия);
- повышенной частоты сердцебиения или серьезного отклонения артериального давления от нормальных значений;
- нахождение в состоянии алкогольного опьянения или под действием каких-либо психоактивных веществ.
Если водитель не прошел осмотр, он отстраняется от работы по состоянию здоровья и одновременно с этим направляется к дежурному врачу поликлиники для принятия решении об оформлении больничного листа.
Методические рекомендации Минздрава требуют обращать особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих спиртное и наркотические средства. С этой целью руководитель организации должен ежемесячно проверять все случаи недопущения в рейс.
Входят ли предрейсовые и послерейсовые осмотры в рабочее время
Согласно ст. 91 ТК РФ, рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к рабочему времени.
Для водителя эти иные периоды – время, не связанное с управлением автомобилем и при этом относящееся к рабочему. Его регламентирует Приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424. Согласно п. «б» ч. 15 данного документа, к нему относится в том числе время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя.
Таким образом, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей являются частью рабочего времени.
Ответственность за непроведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей
Если работодатель допускает не прошедшего медосмотр водителя к управлению транспортным средством, ему может грозить ответственность, предусмотренная ст.ст. 12.31.1 и 12.32 КоАП РФ (последняя – для пьяных водителей). Работодателю может грозить штраф до 30 000 ₽ или до 100 000 ₽, если водитель пьян. Для работника, который не имел права садиться за руль, также предусмотрены санкции – тоже штраф, но меньшего размера, до 3 000 ₽.