Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

15.01.2023
0
Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей – обязательное условие. Без него нельзя выйти в рейс. За езду без медосмотра предусмотрена ответственность. В данном материале – инструкция по составлению отчетной документации о процедуре в 2022 году.

Приказ № 835н о предрейсовом и послерейсовом осмотре водителей

Отношения, связанные с медосмотром водителей перед рейсом и после него, регулируются Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Этот нормативный документ утверждает порядок проведения процедуры, а также регламентирует вопросы ведения отчетной документации о ней.

Кто должен проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры

Согласно Приказу Минздрава № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ и иными нормативными актами.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Иными словами, каждый водитель, работающий по трудовому договору в организации или у индивидуального предпринимателя, должен проходить медицинский осмотр перед выходом в рейс.

Кто освобожден от предрейсовых осмотров 

От предрейсовых осмотров освобождаются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. В соответствии с Постановлением Правительства от 31 августа 2021 № 1453 к ним относятся:

  • служба пожарной охраны;
  • служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
  • полиция;
  • служба скорой медицинской помощи;
  • аварийная служба газовой сети;
  • служба «антитеррор».

Что касается послерейсовых осмотров, то они предусмотрены только для водителей, чья работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

Типовой образец положения дан в приложении № 2 к методическим рекомендациям. Также его можно скачать у нас: 

Бланк по теме: Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров в организации Посмотреть Скачать

Что входит в предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей

Согласно методическим рекомендациям Минздрава, медосмотр водителей перед рейсом включает следующее:

  • сбор анамнеза;
  • определение артериального давления и пульса;
  • определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в организме.

Для последнего исследования проводят анализ выдыхаемого воздуха или биологических субстратах (например, моче) одним из официально признанных методов.

Данный перечень обследований не является исчерпывающим. В соответствии с нормами методических рекомендаций Минздрава при наличии показаний проводятся любые другие медицинские процедуры, которые могут понадобится для решения вопроса о допуске водителя к работе.

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей в организации

Медицинский осмотр водителей может быть организован одним из двух способов: штатным врачом организации или в профильном медицинском учреждении. Разберем каждый из них более детально.

Проведение осмотра штатным врачом

Медицинский осмотр может проводить врач, который числится в штате организации.

Однако для того, чтобы иметь такого работника, необходима соответствующая лицензия.

Включать его в штат имеет смысл только при большом количестве водителей – например, 15 и более. В этом случае осмотре в сторонней медорганизации при плюс-минус одновременном выходе в рейс может отнять много времени.

Проведение осмотра в медицинской организации

Данный способ подразумевает, что осматривать водителей перед рейсом будут врачи стороннего медицинского учреждения, с которым у организации или индивидуального предпринимателя заключен соответствующий договор. Плюс этого варианта в том, что не требуется оформлять лицензию. Основной минус – медосмотр не всегда проходит быстро, поскольку медучреждение сотрудничает далеко не с одной компанией.

Медицинское учреждение, с которым организация заключает договор, должно иметь полученную в установленном законом порядке лицензию на оказание медуслуг.

Еще больше полезной информации об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Оформление результатов осмотра

Результат медицинского осмотра водителя вносится в путевой лист. Также он записывается в специальный журнал. Существует два типа таких журналов: для предрейсовых и для послерейсовых осмотров.

Журнал регистрации предрейсовых осмотров – образец

Лист журнала предрейсовых осмотров представляет собой таблицу, в которой отражается следующая информация:

  • дата проведения медицинского осмотра водителя;
  • порядковый номер записи в журнале;
  • Ф.И.О. осматриваемого водителя;
  • пол работника;
  • дата рождения водителя;
  • данные о наличии жалоб на самочувствие;
  • сведения о температуре тела на момент осмотре;
  • информация об артериальном давлении на момент осмотра;
  • данные о наличии в организме алкоголя и других психоактивных веществ;
  • сведения о пульсе.

Также в журнале есть столбец с заключение врача о допуске или недопуске в рейс. После него следуют столбцы, в которых ставят свои подписи осматриваемый водителя и медицинский работник, который проводил медосмотр.

Листы журнала нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью организации и подписью ее руководителя.

Если у вас возникают проблемы с оформлением журнала предрейсовых осмотров, вы можете скачать образец документа у нас на сайте: 

Бланк по теме: Образец журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей Посмотреть Скачать

Если водитель не прошел осмотр

В соответствии с методическими рекомендациями Минздрава водитель считается не прошедшим осмотр при наличии:

  • симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (например, температуры тела свыше 37 градусов Цельсия или плохого самочувствия);
  • повышенной частоты сердцебиения или серьезного отклонения артериального давления от нормальных значений;
  • нахождение в состоянии алкогольного опьянения или под действием каких-либо психоактивных веществ.

Если водитель не прошел осмотр, он отстраняется от работы по состоянию здоровья и одновременно с этим направляется к дежурному врачу поликлиники для принятия решении об оформлении больничного листа.

Методические рекомендации Минздрава требуют обращать особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих спиртное и наркотические средства. С этой целью руководитель организации должен ежемесячно проверять все случаи недопущения в рейс.

Входят ли предрейсовые и послерейсовые осмотры в рабочее время

Согласно ст. 91 ТК РФ, рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к рабочему времени.

Для водителя эти иные периоды – время, не связанное с управлением автомобилем и при этом относящееся к рабочему. Его регламентирует Приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424. Согласно п. «б» ч. 15 данного документа, к нему относится в том числе время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя.

Таким образом, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей являются частью рабочего времени.

Ответственность за непроведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей

Если работодатель допускает не прошедшего медосмотр водителя к управлению транспортным средством, ему может грозить ответственность, предусмотренная ст.ст. 12.31.1 и 12.32 КоАП РФ (последняя – для пьяных водителей). Работодателю может грозить штраф до 30 000 ₽ или до 100 000 ₽, если водитель пьян. Для работника, который не имел права садиться за руль, также предусмотрены санкции – тоже штраф, но меньшего размера, до 3 000 ₽.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Охрана труда
Оставить комментарий