Карта оценки профессиональных рисков учителя

17.05.2022
0
Команда СП
Карта оценки профессиональных рисков для учителей – основа для разработки СУОТ (системы управления охраной труда) в школе, а между тем СУОТ – обязанность работодателя.
Карта оценки профессиональных рисков учителя
Проверено экспертом

Зачем нужна карта оценки профрисков учителя

Оценивая условия труда, работодатель на каждом рабочем месте в соответствии с нормами трудового законодательства обязан провести специальную оценку условий труда и оценить профессиональные риски. Информация о профрисках содержится в Приказе Минтруда от 28.12.2021 № 926н «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков». Министерством просвещения Российской Федерации разработаны рекомендации для образовательных организаций, содержащиеся в Письме от 20.05.2021 № 12-168.

Цель оценки и управления профессиональными рисками:

  • обеспечение безопасности при выполнении работ;
  • сохранение жизни и здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности. 

Конкретно утверждённой формы карты профессиональных рисков нет. Работодатель вправе разработать и применить свою документацию, а также выбрать подходящий  метод оценки. 

Для проведения процедуры оценки необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Выявить и определить опасности, установить какие они бывают.
  2. Оценить уровни риска. Уточнить, кто из работников подпадает под риск, какие меры уже принимаются, и какова возможная величина риска.
  3. Разработать дополнительные мероприятия по снижению риска (при необходимости). Определить, что сделать, чтобы риск снизился, назначить ответственных лиц и установить сроки, проконтролировать выполнение.

Минтруд России, основываясь на вышеуказанном Приказе, предлагает именно этот вариант информации, внесённой в карту. Такая форма карты отражает все этапы проведения оценки профрисков.

Карта оценки профессиональных рисков учителя может быть представлена в виде таблицы. В строках отмечаются выявленные опасности, а в столбцах указываются вычисления риска и принимаемые меры.

Опасности на рабочем месте для учителя

Возможные примерные виды рисков для работника перечислены в Приказе Минтруда № 776н от 29.10.2012.

Самыми частыми опасностями для учителя образовательной организации являются: 

  • Опасность травмирования при спотыкании или поскальзывании на скользких и обледенелых поверхностях (мокрые полы, дождь, гололёд).
  • Стрессовые ситуации и напряжённый психологический климат в коллективе.
  • Насилие от враждебно настроенных сотрудников коллектива или третьих лиц.
  • Работы в зданиях или сооружениях, находящихся в аварийном состоянии.
  • Работы во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.
  • Недостаточное освещение рабочего места, повышенная яркость.
  • Опасность из-за отсутствия маркированных ограждений и уведомлений (предупреждающие знаки, таблички, сигналы и объявления).
  • Воздействие жидкостей и материалов на кожные покровы, область глаз и дыхательных путей.
  • Перенапряжение глаз.
  • Опасность удара от сходящих с крыши снега или сосулек.
  • Высокая подвижность воздуха на рабочем месте (сквозняк).
  • Опасность психических нагрузок и стрессов.
  • Опасность нагрузки на голосовой аппарат.
  • Опасность физических перегрузок при постоянной неудобной позе.
  • Поражение электрическим током и шаговое напряжение (при косвенном соприкосновении).
  • Возникновение пожара.
  • Возможное самовозгорание горючих веществ, взрыв.
  • Опасность вдыхания дыма, паров едких газов и пыли при пожаре.
  • Наличие микроорганизмов в окружающей среде (на поверхности, в воде и в воздухе).
  • Опасность от транспортного средства при служебных разъездах (в результате дорожно-транспортного происшествия).

Вычисление вероятности рисков

Определяя уровень риска, важно оценить вероятность возникновения опасного события и его тяжесть.

Вероятность делится на пять категорий:

  1. Незначительная. Событие может произойти при экстремальных обстоятельствах.
  2. Низкая. Когда маловероятно, что событие произойдёт.
  3. Средняя. Есть предположение, возможность события 50/50.
  4. Высокая. Событие возможно и это не станет неожиданностью.
  5. Экстремальная. Нет сомнений, что событие наступит.

Существует пять возможных вариантов тяжести последствий:

  1. Незначительная. Небольшие микротравмы и случаи ухудшения здоровья, не влияющие на производственный процесс.
  2. Низкая. Потеря трудоспособности при травмах или ухудшении здоровья до 15 дней.
  3. Средняя. Трудоспособность теряется более чем на 15 дней, включая необратимый ущерб для здоровья.
  4. Высокая. Наличие 1–3 случаев с полной нетрудоспособностью или с летальным исходом.
  5. Экстремальная. Более 3 случаев с летальным исходом.

Риск подразделяется на виды:

  • Приемлемый (низкий). Для управления риском нет необходимости вложения дополнительных средств; дальнейшее снижение риска имеет низкую приоритетность. Достаточно проведения мероприятий, подтверждающих работу с рисками.
  • Допустимый (средний). Планируются мероприятия для снижения рисков, определяются и контролируются сроки выполнения разработанных мер. Возможно выделение дополнительных ресурсов.
  • Неприемлемый (высокий). Недопустимый риск требует значительных улучшений. Риск должен быть снижен до умеренного или низкого уровня. В этом случае работа останавливается. При невозможности уменьшения риска работа запрещена.

Меры по управлению рисками

К мероприятиям по снижению и исключению профрисков относятся:

  • Соблюдение норм охраны труда, санитарно-гигиенических требований, правил пожарной безопасности.
  • Применение противоскользящих средств (песка, опилок, антиобледенительных средств). Своевременная уборка поверхностей от снега и грязи. Оборудование наклонных поверхностей полосами противоскольжения.
  • Использование напольных покрытий противоскользящих типов и своевременный уход за поверхностью.
  • Исполнение инструкций по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности.
  • Обеспечение соответствующего уровня освещённости на рабочих местах.
  • Размещение в необходимых случаях маркированных ограждений и уведомлений (предупреждающие знаки, таблички, сигналы и объявления).
  • Соблюдение при служебных разъездах правил дорожного движения и требований перемещения на транспортных средствах.
  • Проведение первичных и периодических обучений безопасным приёмам и методам выполнения работ, проведение необходимых инструктажей, стажировок и проверка знаний норм охраны труда.
  • Разработка правил поведения на рабочих местах.
  • Применение вентиляции и кондиционирование воздуха.
  • Рациональное размещение предметов и оборудования в рабочих зонах.
  • Соблюдение режима труда и отдыха.
  • Улучшение организации работы, чередование рабочих поз.
  • Своевременное разрешение конфликтов. Формирование среди работников взаимного уважения. Анализ, учёт и оценка произошедших инцидентов. Обучение методам избегания конфликтных ситуаций. Исключение работы в одиночку. Поручение работнику реальных и достижимых целей.
  • Организация повышения квалификации.
  • Обеспечение работников дополнительными средствами комфортной работы.
  • Проведение специальной оценки условий труда. Разработка мероприятий по снижению напряжённости при выполнении трудовых обязанностей.
  • Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте рабочего места, инвентаря, оборудования.
  • Изоляция токоведущих частей электрооборудования. Вывод из эксплуатации неисправного электрического оборудования, своевременный ремонт и техническое обслуживание.
  • Прохождение обучения навыкам оказания первой помощи.
  • Оснащение рабочих мест (зон) аптечками.
  • Прекращение трудового процесса при появлении открытого пламени.

Когда уровень рисков не превышает допустимого значения, в карте указываются меры, направленные на поддержание текущего уровня значения. Карта с результатами подписывается всеми членами комиссии. Затем предъявляется для ознакомления и подписания работнику.

Таким образом, в соответствии с особенностями трудового процесса подбирается метод оценки профрисков. Его результаты оформляются картой. Удобно, если карта будет составлена на каждое рабочее место.

Карта оценки профессиональных рисков учителя
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Охрана труда
Оставить комментарий