Документальное сопровождение поступления приобретенных ТМЦ на склад компании – обязательная процедура, продиктованная законом «О бухучете». Напомним, как правильно оприходовать товар и обосновать эту операцию соответствующими документами.
Поступление товара: оформление операции
Оприходование – это две объединенные операции: фактический прием ТМЦ и первичный учет поступивших активов. Приемку обычно осуществляет материально-ответственное лицо (к примеру, кладовщик) или лицо, обладающее полномочиями по доверенности, выданной компанией, в присутствии представителя поставщика (если не оговорены другие условия).
Отпуск ТМЦ компанией-поставщиком сопровождается первичными учетными документами:
-
товарной накладной (в 2-х экземплярах) – документом, в котором фиксируются реквизиты обеих сторон сделки, наименования поставляемых товаров, их количество, цена, общая стоимость, НДС. В ходе приемки ТМЦ проверяют соответствие ценностей, заявленных в ней и принимаемых фактически. По ее завершении (если несоответствий или брака не обнаружено) информация в накладной удостоверяется подписями представителей поставщика и покупателя, печатью. Товарная накладная - документ универсальный: для продавца он является расходным, а для приобретателя – сопровождающим приход товара документом;
-
счетом-фактурой – обязательным документом, если поставщиком уплачивается НДС. Счет-фактура дает возможность возместить НДС по приобретенному товару. Компании, применяющие упрощенные спецрежимы налогообложения, не работают с этим налогом и вправе не составлять счет-фактуру, а при получении ТМЦ от поставщика, применяющего ОСНО – не принимать НДС к возмещению;
-
товарно-транспортной накладной, применяемой для оформления транспортировки товаров и учета расчетов за их перевозку.
Оприходование товара на склад зачастую сопровождается универсальным передаточным документом (УПД), представляющим собой форму, объединяющую накладную и счет-фактуру и, соответственно, заменяющую их. УПД введен в действие в 2013 году, но к использованию не обязателен. Компаниям разрешено решать самостоятельно, оформлять два традиционных документа или заменить их одним УПД, применение которого весьма упрощает процедуру приема и передачи ТМЦ.
На поступившие по накладной ТМЦ кладовщик оформляет оприходование - акт приемки формы ТОРГ-1 и товарный ярлык формы ТОРГ-11, где фиксируются все позиции товаров. На выявленные при приеме ТМЦ несоответствия с накладной или брак составляется акт формы ТОРГ-2, который будет служить основанием для предъявления претензии.
Учет поступления товаров: проводки
Поступление ТМЦ в бухучете отражается следующими записями:
Операция |
Д/т |
К/т |
Перечислена предоплата поставщику (если таковы условия договора) |
60,76 |
51 |
Оприходованы товары |
41 |
60,76 |
Начислен НДС |
19 |
60,76 |
В себестоимость товаров входят затраты по доставке |
41 |
60,76 |
НДС на транспортные расходы |
19 |
60,76 |
Оплата затрат по доставке, а также за поставленные товары (если условия предоплаты в договоре не содержится) |
60,76 |
51 |
НДС к вычету |
68 |
19 |
Остановимся на ситуации с выявлением брака. Произойти это может в двух ситуациях:
-
во время приемки. Если товар еще не оплачен и не принят к учету, то до момента возврата поставщику он учитывается за балансом по дебету счета 002, при возврате счет 002 кредитуется;
-
после принятия к учету и оплаты. В этом случае в учете фиксируют возврат поставщику и списание или восстановление НДС:
Операция |
Д/т |
К/т |
Брак возвращен поставщику |
60,76 |
41 |
НДС списан |
60,76 |
19 |
или НДС восстановлен |
60,76 |
68 |
Возврат поставщиком средств за бракованный товар |
51 |
60,76 |
Пример учета – оприходование товаров на склад
Компанией ООО «Тренд» произведены закупки товаров для дальнейшей перепродажи у ООО «Крокус» на условиях предоплаты. Стоимость партии товара – 1 180 000 руб. с учетом НДС (18%). Затраты по доставке составили 70800 руб. с учетом НДС. После полной оплаты партии и принятия ТМЦ к учету выявлен товар, незаявленный в спецификации и подлежащий возврату на сумму 118000 руб. с НДС. После предъявления претензии он возвращен поставщику. Транспортировка товара произведена за счет поставщика. Бухгалтер оформит операции проводками:
Операция |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Предоплата ООО «Крокус» в размере 500 000 руб. |
60 |
51 |
500 000 |
Оприходование товаров на склад ООО «Тренд» |
41 |
60 |
1 000 000 |
Начислен НДС |
19 |
60 |
180 000 |
Затраты по доставке |
41 |
76 |
60 000 |
НДС на транспортировку |
19 |
76 |
10 800 |
Оплата оставшейся суммы за поставленные товары |
60 |
51 |
680 000 |
Оплата доставки |
76 |
51 |
70 800 |
НДС к вычету |
68 |
19 |
190 800 |
Незаявленные товары подлежат возврату поставщику |
60 |
41 |
100 000 |
До отгрузки они учтены за балансом |
002 |
|
100 000 |
Восстановление НДС |
60 |
68 |
18 000 |
Отгрузка незаявленных ТМЦ поставщику |
|
002 |
100 000 |
Возврат средств на расчетный счет |
51 |
60 |
118 000 |