Подработка в качестве такси без лицензии на своей машине многим водителям кажется выгодным вариантом частного бизнеса. Якобы он позволяет не платить налоги, не «светиться» перед контролирующими органами и не зависеть от работодателей. Является ли такой способ заработка законным, как работать в такси без лицензии - разберемся в статье.
Можно ли работать в такси без лицензии
Ответ на данный вопрос зависит от того, что понимается под словом «лицензия». Если под ней подразумевается документ, выдаваемый в соответствии с законом о лицензировании некоторых видов деятельности от 04.05.2011 № 99-ФЗ, то таксистам его получать не нужно. Он обязателен только при осуществлении автобусных перевозок пассажиров, а также перевозок пассажиров на водном транспорте (пп.20, 24 п. 1 ст.12 закона № 99-ФЗ).
Российское законодательство требует от таксистов наличия разрешения на перевозку людей и багажа легковым автотранспортом (п.1 ст.9 закона № 69-ФЗ от 21.04.2011). Именно этот документ в обиходе часто называют «лицензией», которая необходима водителю-таксисту. Она выдается либо индивидуальному предпринимателю, либо юридическому лицу, например, таксомоторной компании.
Обращаем внимание, что самозанятым гражданам без статуса ИП подобная лицензия не оформляется. Комитет Госдумы по транспорту и строительству подготовил законопроект № 864881-7, в котором правом получать разрешения на таксоперевозки наделяются и самозанятые лица, не являющиеся ИП. Он был внесен в нижнюю палату Парламента 18.12.2019, но до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении.
Работа водителя-частника как такси без лицензии на своей машине в СПб, Москве и других российских регионах наказывается в административном порядке. По какой статье КоАП РФ последует наказание, зависит от состава правонарушения:
- по ст.12.3 (п.2.1) – если разрешение оформлено, но водитель по какой-то причине не имел его при себе;
- по ст.14.1 (п.2) – если таксист управляет автомобилем, на который вовсе не оформлено разрешение.
Такая позиция правоприменителей изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 г. Она распространяется и на подключение к такси без лицензии через какой-либо популярный агрегатор.
В первом случае штрафная санкция для водителя-физлица составит 5 тыс. руб., а во втором - от 2 до 2,5 тыс. руб., но уже с конфискацией машины. Основная трудность, с которой сталкиваются правоохранители, пытаясь привлечь нелегальных таксистов по ст.14.1 КоАП – доказывание, что их деятельность по перевозке людей является предпринимательской, то есть систематической с целью извлечь доход. Если водитель будет утверждать, что подвозил случайного пассажира и не занимается этим постоянно, и опровергнуть его доводы не удастся, скорее всего, ответственности по данной статье он избежит.
Существуют законные варианты для решения данной проблемы. Если водитель-частник хочет работать именно как таксист на собственном авто, ему следует выбрать один из вариантов действий:
1. Зарегистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя, а затем самому оформить разрешение на такси, таким образом избежав дополнительных сложностей, которые неизбежны, если он предпочтет подключение к такси без лицензии.
2. Действовать через владельца таксомоторного парка - организацию или ИП, который заключит с ним договор (трудовой либо ГПХ), и решит проблему с его лицензией, оформив в установленном порядке разрешительный документ на автомобиль. Подобным образом действуют и компании-агрегаторы.
Возможна ли работа в Яндекс.Такси без лицензии
Если водитель-частник пожелает поработать через агрегатор Яндекс.Такси на своем автомобиле, ему понадобится разрешение. При отсутствии документа ему не смогут предложить варианты работы, связанные с перевозкой пассажиров.
В то же время, агрегатор допускает подключение водителей, не имеющих разрешения. Как подключиться к Яндекс.Такси без лицензии? Это можно сделать при помощи онлайн-сервиса агрегатора. При этом с водителем заключается трудовой договор, и уже сам агрегатор, как работодатель, обеспечивает получение лицензии на автомобиль нового сотрудника.
Кроме того, водитель-частник может сотрудничать с «Яндекс.Такси», используя не личный автомобиль, а арендованную у сервиса лицензированную машину. То есть, в этом случае обязанность по оформлению разрешения также лежит на агрегаторе. Но за аренду приходится платить довольно высокую ежедневную плату, которая будет взиматься независимо от суммы выручки таксиста. Также стоит учитывать, что если подключение к Яндекс.Такси без лицензии бесплатно на первом этапе, в дальнейшем водителю придется отдавать посреднику немалую часть своего дохода.
Читайте также: Как проверить лицензию на такси