Метод стоимости чистых активов

05.04.2018
0
Команда СП

Иногда у собственников компании возникает необходимость оценить свое предприятие. Например, фирму планируется продать, или нужно привлечь потенциального инвестора, показав ему масштабы бизнеса. Для оценки стоимости бизнеса в целом применяются различные способы, одним из которых является метод стоимости чистых активов.

Суть метода чистых активов

Метод чистых активов в оценке бизнеса использует данные бухгалтерской отчетности. Стоимость компании определяется как разность между стоимостью активов и долговыми обязательствами. Если в расчетах используется балансовая стоимость, то используемый способ называют методом нескорректированных чистых активов. Этот вариант близок к порядку расчета стоимости чистых активов, утвержденному Минфином (приказ от 28.08.2014 № 84н).

Но обычно, чтобы получить более достоверную информацию, активы учитывают при расчете не по балансовой, а по рыночной стоимости (метод скорректированных чистых активов). Стоимость компании будет равняться:

С = Ар – О, где

Ар – рыночная стоимость всех активов (материальные и нематериальные активы, денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения);

О – обязательства компании (кредиторская задолженность всех видов), как правило, из обязательств исключают расчеты с учредителями.

Положительные и отрицательные стороны

Преимуществом метода является использование информации о реально существующих активах, т.е. здесь минимизируется фактор, связанный с субъективным мнением оценщика. Бухгалтерская отчетность позволяет оценить весь состав активов и пассивов, используемых для расчета, таким образом обеспечивается полнота исходных данных. Кроме того, применяемый в данным случае затратный подход согласуется с традициями, сложившимся в российской экономике

Недостатком является то, что метод стоимости чистых активов не учитывает влияние рынков. Речь идет, как о рынке товаров (услуг), на котором действует предприятие, так и о рынке продажи компаний (в случае, когда целью оценки является определение продажной цены организации).

Область применения метода чистых активов

Специфика метода накладывает ограничения на его применение. Метод чистых активов в оценке бизнеса обычно используют для следующих категорий юридических лиц:

  1. Недавно созданных.
  2. Предполагающих продолжать деятельность в течение длительного времени.
  3. Обладающих существенными материальными активами (в частности – большими объемами незавершенного строительства).
  4. Головных компаний холдингов, которые не получают прибыли от «внешних» (не относящихся к холдингу) контрагентов.
  5. Инвестиционных компаний.
  6. При отсутствии информации о результатах деятельности за прошедшие периоды.
  7. Если особенности компании или рынка не позволяют достоверно прогнозировать ее будущие финансовые результаты.

Вывод

Метод стоимости чистых активов позволяет оценить стоимость бизнеса по данным бухгалтерской отчетности. Его особенности позволяют с одной стороны избежать субъективного подхода, а с другой – не учитывают влияние рынков и тем самым ограничивают область применения отдельными категориями компаний.

Оставить комментарий