Иногда у собственников компании возникает необходимость оценить свое предприятие. Например, фирму планируется продать, или нужно привлечь потенциального инвестора, показав ему масштабы бизнеса. Для оценки стоимости бизнеса в целом применяются различные способы, одним из которых является метод стоимости чистых активов.
Суть метода чистых активов
Метод чистых активов в оценке бизнеса использует данные бухгалтерской отчетности. Стоимость компании определяется как разность между стоимостью активов и долговыми обязательствами. Если в расчетах используется балансовая стоимость, то используемый способ называют методом нескорректированных чистых активов. Этот вариант близок к порядку расчета стоимости чистых активов, утвержденному Минфином (приказ от 28.08.2014 № 84н).
Но обычно, чтобы получить более достоверную информацию, активы учитывают при расчете не по балансовой, а по рыночной стоимости (метод скорректированных чистых активов). Стоимость компании будет равняться:
С = Ар – О, где
Ар – рыночная стоимость всех активов (материальные и нематериальные активы, денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения);
О – обязательства компании (кредиторская задолженность всех видов), как правило, из обязательств исключают расчеты с учредителями.
Положительные и отрицательные стороны
Преимуществом метода является использование информации о реально существующих активах, т.е. здесь минимизируется фактор, связанный с субъективным мнением оценщика. Бухгалтерская отчетность позволяет оценить весь состав активов и пассивов, используемых для расчета, таким образом обеспечивается полнота исходных данных. Кроме того, применяемый в данным случае затратный подход согласуется с традициями, сложившимся в российской экономике
Недостатком является то, что метод стоимости чистых активов не учитывает влияние рынков. Речь идет, как о рынке товаров (услуг), на котором действует предприятие, так и о рынке продажи компаний (в случае, когда целью оценки является определение продажной цены организации).
Область применения метода чистых активов
Специфика метода накладывает ограничения на его применение. Метод чистых активов в оценке бизнеса обычно используют для следующих категорий юридических лиц:
- Недавно созданных.
- Предполагающих продолжать деятельность в течение длительного времени.
- Обладающих существенными материальными активами (в частности – большими объемами незавершенного строительства).
- Головных компаний холдингов, которые не получают прибыли от «внешних» (не относящихся к холдингу) контрагентов.
- Инвестиционных компаний.
- При отсутствии информации о результатах деятельности за прошедшие периоды.
- Если особенности компании или рынка не позволяют достоверно прогнозировать ее будущие финансовые результаты.
Вывод
Метод стоимости чистых активов позволяет оценить стоимость бизнеса по данным бухгалтерской отчетности. Его особенности позволяют с одной стороны избежать субъективного подхода, а с другой – не учитывают влияние рынков и тем самым ограничивают область применения отдельными категориями компаний.