Инвентаризация в гостинице
Имущество гостиниц, как и любого производственной организации, состоит из основных средств, инвентаря, материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Проверка наличия ОС, МПЗ, а также расчетов и обязательств не отличается от инвентаризации активов и обязательств в любой фирме.
Причем, по закону, основные средства — это здания, сооружения, ТС, оборудование, мебель, бытовая и компьютерная техника и прочий актив компании, срок использования которого составляет более 12 месяцев или обычный операционный цикл которого превышает 12 месяцев.
Общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Особое внимание в отеле обращают именно на МБП, поскольку в их составе числятся предметы, находящиеся в постоянном движении. Это, в частности:
- убранство номеров (портьеры, шторы);
- постельное белье;
- постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и др.);
- форменная и специальная одежда персонала;
- другое имущество, которое в силу специфики бизнеса подвержено динамике — приходуется на склад, отпускается подразделениям, требует отслеживания начисленного износа, учета порчи, документального оформления списания инвентаря и др.
Все операции по движению имущества отражаются в первичных документах и учетных регистрах, но их массовость может привести к возникновению ошибок и неточностей. Проведение инвентаризации выявляет подобные ошибки и обеспечивает достоверность отчетных форм.
Инвентаризируют имущество подсчетом в натуральных величинах, сверяют фактическое наличие с учетными данными и фиксируют результат. Число инвентаризаций в финансовом году, даты и сроки их проведения, список подлежащих проверке активов и обязательств устанавливаются гостиницей самостоятельно, кроме случаев, когда осуществление инвентаризации оговаривается законодательно.
Как правило, в отеле устанавливается график проведения инвентаризаций по различным видам имущества, подразделениям и срокам их осуществления. И, если по ОС и материалам на складе наличие сверяется, например, один раз в год, то по инвентарю и МБП на усмотрение руководства инвентаризация в гостинице может назначаться с более частой периодичностью.
Инвентаризация имущества отеля проводится на базе нормативных актов: закона РФ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств от 13.06.1995 № 49. Оформляются результаты проверки чаще всего формами документов, рекомендованных к применению Госкомстатом РФ (постановление от 18.08.1998 № 88).
ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике гостиницы.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Этапы проведения инвентаризации в гостинице
Инвентаризация в гостинице делится на 4 этапа:
- Подготовительный. На этом этапе подготавливаются все необходимые документы: приказ о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи и т.д., руководителем гостиницы определяется состав инвентаризационной комиссии (комиссия состоит из представителей администрации, бухгалтера и других специалистов). Допустимо включать в комиссию представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских компаний. Однако, само ответственное лицо, участок работы которого проверяется, не может входить в состав комиссии.
- Проведение инвентаризации. На этом этапе проводится пересчет имущества.
3. На этом этапе комиссия выявляет несоответствия и составляет сличительные ведомости.
4. На последнем этапе инвентаризационная комиссия подводит итоги и выявляет излишки или недостачи.
Комиссия обязана проводить инвентаризацию в полном составе. Если будет отсутствовать хотя бы один член комиссии, результаты инвентаризации в гостинице будут признаны недействительными.
Когда инвентаризация проводится в обязательном порядке
Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. ПодробнееЗаконодательством РФ предусмотрены случаи, когда инвентаризация должна проводиться обязательно:
- при сдаче имущества гостиницы в аренду;
- при продаже, выкупе имущества;
- в случае реорганизации компании;
- перед оформлением годовой бухотчетности (кроме имущества, инвентаризируемого после 1-го октября отчетного года). Причем, ОС пересчитывать разрешается 1 раз в 3 года, а библиотечный фонд — 1 раз в 5 лет;
- при ликвидации фирмы;
- при смене лица, ответственного за сохранность имущества;
- если произошло хищение, установлены факты порчи ценностей или злоупотреблений;
- при нештатных обстоятельствах (пожаре, потопе, других стихийных бедствиях).
Отсутствие инвентаризации может негативно сказаться на репутации отеля. Например, при аудиторской проверке этот факт может стать основанием для отказа в оценке достоверности отчетной информации за проверяемый год.
Итоги
По закону, проведение инвентаризации обязательно и в гостинице. При этом необходимо учитывать специфику данной организации. Порядок и нюансы проведения инвентаризации в отеле приведены выше в статье.