Инвентаризация в гостинице

08.10.2024
0
Вопрос осуществления инвентаризации активов и обязательств важен для любого предприятия, поскольку лишь по полученным итогам проведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства проверки можно говорить о правдивости финансовой информации, представляемой отчетностью компании. Не является исключением и гостиничный бизнес. Инвентаризация имущества отеля проводится на базе нормативных актов РФ. Учитывать приходится лишь специфику организации. Поговорим о ней и особенностях проведения инвентаризации в гостинице.

Инвентаризация в гостинице

Имущество гостиниц, как и любого производственной организации, состоит из основных средств, инвентаря, материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Проверка наличия ОС, МПЗ, а также расчетов и обязательств не отличается от инвентаризации активов и обязательств в любой фирме.

Причем, по закону, основные средства — это здания, сооружения, ТС, оборудование, мебель, бытовая и компьютерная техника и прочий актив компании, срок использования которого составляет более 12 месяцев или обычный операционный цикл которого превышает 12 месяцев.

Общий порядок проведения инвентаризации активов и обязательств разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Особое внимание в отеле обращают именно на МБП, поскольку в их составе числятся предметы, находящиеся в постоянном движении. Это, в частности:

  • убранство номеров (портьеры, шторы);
  • постельное белье;
  • постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и др.);
  • форменная и специальная одежда персонала;
  • другое имущество, которое в силу специфики бизнеса подвержено динамике — приходуется на склад, отпускается подразделениям, требует отслеживания начисленного износа, учета порчи, документального оформления списания инвентаря и др.

Все операции по движению имущества отражаются в первичных документах и учетных регистрах, но их массовость может привести к возникновению ошибок и неточностей. Проведение инвентаризации выявляет подобные ошибки и обеспечивает достоверность отчетных форм. 

Инвентаризируют имущество подсчетом в натуральных величинах, сверяют фактическое наличие с учетными данными и фиксируют результат. Число инвентаризаций в финансовом году, даты и сроки их проведения, список подлежащих проверке активов и обязательств устанавливаются гостиницей самостоятельно, кроме случаев, когда осуществление инвентаризации оговаривается законодательно.

Как правило, в отеле устанавливается график проведения инвентаризаций по различным видам имущества, подразделениям и срокам их осуществления. И, если по ОС и материалам на складе наличие сверяется, например, один раз в год, то по инвентарю и МБП на усмотрение руководства инвентаризация в гостинице может назначаться с более частой периодичностью.

Инвентаризация имущества отеля проводится на базе нормативных актов: закона РФ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств от 13.06.1995 № 49. Оформляются результаты проверки чаще всего формами документов, рекомендованных к применению Госкомстатом РФ (постановление от 18.08.1998 № 88).

ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике гостиницы.

Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Этапы проведения инвентаризации в гостинице

Инвентаризация в гостинице делится на 4 этапа:

  1. Подготовительный. На этом этапе подготавливаются все необходимые документы: приказ о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи и т.д., руководителем гостиницы определяется состав инвентаризационной комиссии (комиссия состоит из представителей администрации, бухгалтера и других специалистов). Допустимо включать в комиссию представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских компаний. Однако, само ответственное лицо, участок работы которого проверяется, не может входить в состав комиссии.
  2. Проведение инвентаризации. На этом этапе проводится пересчет имущества.

3. На этом этапе комиссия выявляет несоответствия и составляет сличительные ведомости.

4. На последнем этапе инвентаризационная комиссия подводит итоги и выявляет излишки или недостачи.

Комиссия обязана проводить инвентаризацию в полном составе. Если будет отсутствовать хотя бы один член комиссии, результаты инвентаризации в гостинице будут признаны недействительными.

Когда инвентаризация проводится в обязательном порядке

Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. Подробнее

Законодательством РФ предусмотрены случаи, когда инвентаризация должна проводиться обязательно:

  • при сдаче имущества гостиницы в аренду;
  • при продаже, выкупе имущества;
  • в случае реорганизации компании;
  • перед оформлением годовой бухотчетности (кроме имущества, инвентаризируемого после 1-го октября отчетного года). Причем, ОС пересчитывать разрешается 1 раз в 3 года, а библиотечный фонд — 1 раз в 5 лет;
  • при ликвидации фирмы;
  • при смене лица, ответственного за сохранность имущества;
  • если произошло хищение, установлены факты порчи ценностей или злоупотреблений;
  • при нештатных обстоятельствах (пожаре, потопе, других стихийных бедствиях).

Отсутствие инвентаризации может негативно сказаться на репутации отеля. Например, при аудиторской проверке этот факт может стать основанием для отказа в оценке достоверности отчетной информации за проверяемый год.

Итоги

По закону, проведение инвентаризации обязательно и в гостинице. При этом необходимо учитывать специфику данной организации. Порядок и нюансы проведения инвентаризации в отеле приведены выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий