Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах

27.03.2018
0

Для уточнения динамики изменения учетных данных ф. 2 проводится горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах. При этом показатели могут сравниваться в абсолютных и относительных значениях за нужные периоды. Сведения берутся из бухучета организации. В результате финансисты получают информацию о текущих и прошлых изменениях в финансовых данных для принятия эффективных управленческих решений.

Как выполняется анализ отчета о финансовых результатах

Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» утверждена Минфином в приказе № 66н от 02.07.10 г. Этот документ содержит основные данные по доходам, расходам (включая прочие) и результатам всех видов деятельности предприятия за два последних периода. Ключевые показатели помогают пользователям сделать вывод об успешности функционирования компании, а проведение анализа позволяет сравнить значения для управления бизнесом на текущий момент и в перспективе.

Какие способы анализа ф. 2 существуют? На практике широко применяются две методики. Речь идет о вертикальном и горизонтальном анализе показателей. Оба варианта расчетов помогают точно оценить изменения в показателях за различные периоды. Когда проводится вертикальный анализ отчета о финансовых результатах, пример его вы найдете здесь, все значения ф. 2 сравниваются с базовым показателем выручки. Суть же горизонтального анализа заключается в расчете абсолютных и относительных изменений по показателям отчета.

Методика выполнения горизонтального анализа

В первую очередь следует определиться с тем, за какие учетные периоды выполняется анализ. Наиболее наглядными считаются расчеты за два года, но при необходимости можно взять и более широкий интервал – за 3, 4, 5 лет и т.д. Или же берутся промежуточные данные – за месяцы, кварталы и пр. Затем составляется подробная таблица тех показателей, которые нуждаются в анализе.

Если данных ф. 2 достаточно для вычислений, таблица копируется согласно утвержденной форме отчета. Если же информации не хватает, можно расширить перечень значений. Данная методика предполагает расчет относительных (в %) и абсолютных отклонений (в руб.). На первом этапе определяются абсолютные значения.

Формула абсолютных отклонений

Изменение показателя абсолютное = Величина показателя текущая – Величина показателя базовая.

Формула относительных отклонений

Изменение показателя относительное = Изменение абсолютное / Величина показателя базовая х 100 %.

Пример

Значение выручки в текущем периоде = 2 500 000,00 руб., в базовом – 2 150 000,00 руб. Соответственно, показатель изменился на:

  • В абсолютном выражении – на +350 000,00 руб. = 2 500 000,00 – 2 150 000,00.
  • В относительном выражении – на +16,27 % = 350 000,00 / 2 150 000,00 х 100 %.

Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах – пример

Рассмотрим, как выполняется горизонтальный анализ ф. 2 отдельно взятого предприятия. Расчеты произведены за 2 периода – 2017 г. (текущий) и 2016 г. (базовый). Все вычисления проведены по классической методике, то есть с определением отклонений абсолютных и относительных. Исходные данные – в таблице.

Наименование показателя

Учетный период

Отклонение показателя

2017 (в руб.)

2016 (в руб.)

Абсолютное (в руб.)

Относительное (в %)

Выручка по реализации (стр. 2110 ф. 2)

11 040 000,00

7 500 000,00

+3 540 000,00

+47,2

Себестоимость (стр. 2120 ф. 2)

8 495 000,00

6 250 000,00

+2 245 000,00

+35,92

Прибыль валовая (стр. 2100 ф. 2)

2 545 000,00

1 250 000,00

+1 295 000,00

+103,6

Сбытовые расходы (коммерческие по стр. 2210 ф. 2)

590 000,00

240 000,00

+350 000,00

+145,83

Административные расходы (управленческие по стр. 2220 ф. 2)

320 000,00

174 000,00

+146 000,00

+83,91

Прибыль от продаж (стр. 2200 ф. 2)

1 635 000,00

836 000,00

+799 000,00

+95,57

Доходы прочие (стр. 2340 ф. 2)

270 000,00

260 000,00

+10 000,00

+3,84

Расходы прочие (стр. 2350 ф. 2)

128 000,00

112 000,00

+16 000,00

+14,28

Прибыль до налогообложения (стр. 2300 ф. 2)

1 777 000,00

984 000,00

+793 000,00

+80,58

Текущие затраты по налогу с прибыли (стр. 240 ф. 2)

360 000,00

201 000,00

+159 000,00

+79,10

Прибыль чистая (стр. 2400 ф. 2)

1 417 000,00

783 000,00

+634 000,00

+80,97

Полученные в итоге вычислений результаты показывают, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. чистая прибыль компании выросла на 80,97 % или 634 000,00 руб. Произошло это за счет увеличения реализации на 47,2 % или на 3 540 000,00 руб. при росте себестоимости продукции на 35,92 % или на 2 245 000,00 руб. Далее наблюдаем, что сбытовые расходы увеличились на +145,83 % или на 350 000,00 руб.; административные – на +83,91 % или на +146 000,00 руб. Если говорить о налоге с прибыли, размер этого фискального платежа вырос на +79,1 % или на +634 000,00 руб.

Обратите внимание! Для более точного понимания влияния отдельных показателей на конечную прибыль требуется провести также и вертикальный анализ по общепринятой методике, которую вы найдете по ссылке выше.

Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий