Пять групп изменений
Минфин приказом от 30.05.2022 № 86н утвердил новый федеральный стандарт 14/2022 «Нематериальные активы». Он разработан на основе действующих правил с учетом сложившейся практики и МСФО.
Перечислим основные группы изменений в учете НМА:
Далее расскажем подробнее о каждой группе изменений.
Новые понятия и обновленные термины
ФСБУ 14/2022 вводит понятие «лимит стоимости НМА». Это новшество для отечественного бухучета – в действующих правилах такого нет. Компания устанавливает лимит сама и прописывает в учетной политике. Если стоимость единицы актива ниже этого предела, на балансе в качестве НМА такой актив не учитывается.
Пример
Компания ООО «Пластиковые и металлические конструкции» применяет новый ФСБУ 14/2022. В ее учетной политике с учетом существенности информации установлен лимит стоимости НМА в размере 120 000 руб.
Компания приобрела исключительные права на компьютерную программу за 115 000 руб. Затраты сразу списала в расходы периода, так как стоимость программы оказалась ниже лимита. Учет программы бухгалтерия компании будет вести на забалансовом счете.
Как в бухгалтерском учете отражается поступление НМА при применении ФСБУ 14/2022, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Минфин скорректировал понятие «инвентарный объект» — это права, которые могут возникать одновременно из нескольких документов. Прежняя расшифровка термина противоречила практике и звучала так: «инвентарный объект — это совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства или договора» (п. 5 ПБУ 14/2007).
В новом стандарте пересмотрены критерии признания НМА – теперь их стало меньше.
В следующем разделе сравним действующий и обновленный состав НМА.
Изменение состава НМА
По сравнению с действующими правилами, в новом стандарте появились новые объекты нематериальных активов:
Пример
ПАО «Интегральные микросхемы» после начала применения нового стандарта по учету НМА приобрела дорогостоящую компьютерную программу за 568 126 руб. Стоимость программы существенно выше предусмотренного учетной политикой стоимостного лимита для единицы нематериального актива, поэтому программу включили в состав НМА.
Статья по теме: Виды нематериальных активов Нематериальные активы не имеют вещественной формы, но тем не менее приносят организации доход в результате использования. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов подчиняются действующим законодательным актам. ПодробнееНоситель программы – съемный жесткий диск. Его стоимость компания оценила в сумме 32 060 руб. (в размере его справедливой стоимости). ПАО «Интегральные микросхемы» признало затраты на материальный носитель в расходах как малоценное основное средство.
При таких условиях первоначальная стоимость НМА «Компьютерная программа» составила 536 066 руб. (568 126 руб. − 32 060 руб.).
Первоначальная и последующая оценка активов
Изменения затронули и такую учетную процедуру, как оценка актива при признании и в последующем. Для наглядности приведем новые и действующие нормы:
Обесценение и переоценка
Расскажем, как по новым правилам проводить переоценку, дооценку НМА и проверять на обесценение:
Статья по теме: Методы оценки нематериальных активов Оценка нематериальных активов и отражение в учете корректной стоимости крайне важны, начиная со дня принятия НМА к учету и до момента его выбытия. В публикации мы расскажем о том, от чего зависит стоимость НМА, в каких случаях следует проводить ее оценку, а также рассмотрим методы и способы проведения оценки. ПодробнееНовшества в начислении амортизации
По ФСБУ 14/2022 амортизировать следует не весь актив, а лишь разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью. К концу срока амортизации балансовая стоимость актива должна быть равна ликвидационной стоимости.
Проверять на соответствие условиям использования НМА необходимо не только срок его полезного использования (СПИ), но и еще два параметра:
- ликвидационную стоимость НМА;
- метод начисления амортизации.
В новом стандарте увеличилось количество факторов, влияющих на СПИ:
НМА с неопределенным СПИ по-прежнему не амортизируются − в этом вопросе ничего не изменилось.
Скорректированы правила, по которым определяется дата начала и окончания начисления амортизации, а также периодичность и возможность приостановления:
Изменения затронули и другие «амортизационные» параметры: порядок расчета суммы амортизации при разных способах начисления, периодичность проверки элементов амортизации на соответствие условиям использования НМА и другие.
Статья по теме: Амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете После вступления в силу норм ФСБУ 14/2022 в бухучете нематериальных активов (НМА) нужно учитывать ряд изменений. Поменялись и правила амортизации. Соответственно, в центре внимания статьи – амортизация нематериальных активов. ПодробнееЧто предусмотреть в учетной политике
Переход на новые правила учета НМА потребует пересмотра раздела учетной политики, посвященной этому виду активов. Воспользуйтесь нашими подсказками, чтобы не упустить важные моменты.
У компании есть выбор, каким способом отразить последствия изменения учетной политики в учете и отчетности, обусловленные переходом на новый стандарт − ретроспективно или в альтернативном упрощенном порядке. А также она может выбирать, как осуществить переход на применение положений ФСБУ 26/2020 в части, касающейся НМА, − ретроспективно, в альтернативном упрощенном порядке или перспективно.
Послабление для малого бизнеса
Минфин в новом стандарте предусмотрел возможность облегчения учета НМА для компаний, имеющих право на упрощенный бухучет. Им по-прежнему позволено списывать в расходы по обычным видам деятельности затраты на создание и приобретение НМА.
Если же такая компания отразила в учете актив в качестве НМА, она вправе не проверять его на обесценение и не раскрывать детали в отчетности.
Итоги
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» отличается от действующего ПБУ 14/2007 с аналогичным названием множественными поправками и новшествами. Его сформировали с учетом МСФО и сложившейся практики. Переход на новые правила потребует пересмотра учетной политики с отражением последствий изменений в учете и отчетности.