Какими документами должна оформляться инвентаризация? Должны ли эти формы быть унифицированными, или их можно разработать самостоятельно? Какие требования при этом следует соблюдать? На все эти вопросы мы ответим в данной статье, а также приведем список унифицированных форм, предназначенных для оформления инвентаризационных мероприятий.
Документальное оформление инвентаризации
Инвентаризации подлежат все активы и обязательства фирмы, она проводится, чтобы выяснить, соответствует ли фактическое наличие объектов на предприятии тому, что указано в регистрах бухучета. В ряде случаев инвентаризация обязательна: при смене материально-ответственного лица, перед составлением годового баланса, при реорганизации, ликвидации и т.д. (п. 22 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
Проведение инвентаризации должно быть оформлено документально. Для этого составляются соответствующие приказы, акты проведения инвентаризации, описи инвентаризационных объектов, сличительные ведомости, различные справки, журналы учета. Все документы о результатах инвентаризации составляются как минимум в двух экземплярах. Проверять наличие имущества комиссия должна только в присутствии материально-ответственных лиц.
Организация может использовать как унифицированные формы перечисленных документов, утвержденные Госкомстатом (постановления Госкомстата от 18.08.1998 № 88; от 27.03.2000 № 26), так и бланки инвентаризации, разработанные собственными силами.
Все применяемые формы «первички» по инвентаризации утверждаются руководителем фирмы и оформляются в виде приложения к учетной политике. При подготовке собственных бланков инвентаризационных документов нужно соблюдать требования п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011, согласно которым первичный бланк должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование («Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей», «Инвентаризационная опись основных средств» и т.п.),
- дата составления,
- название организации, составившей документ,
- содержание хозоперации и отражение единиц измерения, количества и стоимости, в данном случае это относится к объектам инвентаризации,
- должности ответственных лиц и их подписи с расшифровкой.
Можно взять за основу унифицированные формы акта инвентаризации и других документов, изменяя существующие в них строки, или добавляя новые, но все вышеперечисленные реквизиты инвентаризационной «первички» обязательно должны присутствовать.
Далее мы рассмотрим некоторые унифицированные формы, используемые при инвентаризационных мероприятиях.
Инвентаризационный акт и другие документы
Вначале руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации, в котором назначает инвентаризационную комиссию, состоящую из сотрудников. Приказ можно составить, используя унифицированную форму ИНВ-22.
При проведении инвентаризации основных средств ее итоги оформляются в документе «Инвентаризационная опись ОС» по форме ИНВ-1. Опись составляется по каждому месту хранения ОС, отдельно по собственному и арендованному имуществу. Экземпляр формы инвентаризации по арендованным ОС передается арендодателю.
Инвентаризационные описи предусмотрены также для нематериальных активов (ИНВ-1а), ТМЦ (ИНВ-3), для драгметаллов в составе различных приборов (ИНВ-8а), для ценных бумаг и БСО (ИНВ-16).
В форме акта оформляется инвентаризация наличных денег (ИНВ-15), ТМЦ (ИНВ-4, ИНВ-6), расчетов с дебиторами и кредиторами (ИНВ-17), расходов будущих периодов (ИНВ-11) и др.
Акты о проведении инвентаризации (образец приведен далее) и описи подписываются всеми членами комиссии, кроме того, в описях должны расписаться и лица, несущие материальную ответственность. Отсутствие подписей в документах может привести к тому, что результаты проведенной инвентаризации будут признаны недостоверными.
Инвентаризационный акт, образец которого приведен, составлен по форме ИНВ-1 для основных средств.
Если в ходе инвентаризации обнаруживается расхождение между данными бухучета и фактическим наличием ОС, или нематериальных активов, необходимо оформить сличительную ведомость (форма ИНВ-18). В ней указываются выявленные излишки или недостача. Комиссия запрашивает у материально-ответственных лиц объяснения о несоответствиях, полученных в ходе инвентаризации, и принимает решение о списании недостачи на издержки фирмы, либо о взыскании с виновных лиц. Излишки приходуются по действующим рыночным ценам.
По итогам проведенных инвентаризационных мероприятий составляется Ведомость учета результатов (форма ИНВ-26), в которой отражаются выявленные излишки и недостачи в разбивке по счетам бухучета. Ведомость подписывается руководителем, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии.
Акт инвентаризации образец:
Таблица инвентаризации (унифицированные формы)
В приведенной таблице перечислены все унифицированные формы, утвержденные постановлениями Госкомстата от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2000 № 26.
Номер формы |
Формат документа |
Название |
ИНВ-1 |
2А4 |
Инвентаризационная опись основных средств |
ИНВ-1а |
2А4 |
Инвентаризационная опись нематериальных активов |
Б5 |
Инвентаризационный ярлык |
|
ИНВ-3 |
2А4 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 |
2А4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 |
2А4 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-6 |
2А4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 |
2А4 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
ИНВ-8а |
2А4 |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-9 |
2А4 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 |
А4 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
ИНВ-11 |
А4 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
ИНВ-15 |
А5 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
ИНВ-16 |
2А4 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-17 |
А4 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Приложение к форме ИНВ-17 |
А4 |
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
ИНВ-18 |
А4 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
ИНВ-19 |
2А4 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей |
ИНВ-22 |
А4 |
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации |
ИНВ-23 |
2А4 |
Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации |
ИНВ-24 |
2А4 |
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей |
ИНВ-25 |
2А4 |
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций |
ИНВ-26 |
А4 |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
|