Какие документы оформляются при оплате самозанятому лицу от юридического лица
Компания при сделке с самозанятым вправе составить и подписать следующие документы:
-
договор, в котором указаны оказываемые услуги, работы и условия оплаты;
-
акты приемки-передачи оказанных услуг, выполненных работ.
Они не являются обязательными, однако дополнительно подтвердят характер расходов. К тому же в договоре можно указать статус получателя, что также подстрахует плательщика от претензий со стороны ИФНС. Статус самозанятого юрлицо может проверить самостоятельно при помощи сервиса на сайте ФНС, или запросив у него справку о постановке на учет из приложения «Мой налог».
Обязательные документы при получении самозанятым оплаты от юридического лица
Необходимыми документами при оформлении расчетов выступают:
-
платежное поручение, расходный кассовый ордер или иной документ организации, свидетельствующий об оплате самозанятому лицу;
-
чек, сформированный при получении оплаты самозанятым в приложении «Мой налог».
Без чека от самозанятого нельзя включать расходы в налоговую базу ни предприятиям на ОСН, ни плательщикам ЕСХН, ни упрощенцам, применяющим систему «доходы минус расходы» (п. 8-9 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Читайте также: Как самозанятому выставить счет
Возможные варианты расчетов
Закон не ограничивает права участников сделки по расчетам. Оплата самозанятому лицу от юридического лица может совершаться:
-
безналичным путем;
-
наличными;
-
другими формами расчетов (например, путем взаимозачетов).
Рассчитываться можно любым способом, устраивающим стороны. Однако есть утвержденный лимит для наличных платежей между организациями и ИП: не более 100 тысяч рублей по одному договору (п. 4 указания ЦБ № 5348-У). Для расчетов между фирмами и физлицами, не являющимися ИП, такого ограничения по наличным нет.
Кроме того, введено ограничение для самозанятых – сумма их доходов на спецрежиме не должна превышать 2,4 миллиона рублей за текущий год (пп. 8 п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ).
Читайте также: Могут ли самозанятые открыть расчетный счет
Чек самозанятого при оплате от юридического лица
Самозанятый работает с приложением «Мой налог». При оплате он самостоятельно формирует чек в приложении. Утверждены обязательные сведения, включаемые в документ (п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ):
-
название (чек);
-
дата и время операции;
-
ФИО самозанятого и его ИНН;
-
сведения о применяемом режиме (налог на профдоход);
-
перечисление реализуемых товаров, услуг;
-
сумма оплаты;
-
ИНН плательщика - юридического лица или ИП (обязанность сообщить свой ИНН возлагается на покупателя/заказчика);
-
QR-код для идентификации платежа в фискальной системе;
-
ИНН оператора, кредитной организации (если они участвуют в формировании чека);
-
номер чека, под которым он заносится в базу налоговой инспекции.
Далее чек передается покупателю.
Рекомендуется проверять наличие всех реквизитов. При отсутствии хотя бы одного из них включать оплату в расходы нельзя.
Другие документы самозанятый может не составлять – использовать при расчетах ККТ, онлайн-кассу он не обязан.
Как передать чек покупателю
Сформированный чек самозанятый может (в соответствии с п. 4, п. 5 ст. 14 закона № 422-ФЗ):
-
распечатать на принтере и передать покупателю бумажный вариант;
-
выслать на электронную почту покупателя;
-
отправить покупателю на сообщенный абонентский телефонный номер;
-
либо обеспечить передачу QR-кода на устройство покупателя (планшет, мобильный телефон, смартфон, компьютер).
Компания хранит бумажные, либо электронные чеки, пока не истечет срок хранения документов по расходам.
В какой момент выписывается чек
Самозанятый, получая оплату от юридического лица наличными или с использованием электронных средств, обязан чек сформировать немедленно, в момент получения денег наличными или электронными средствами платежа. При безналичном расчете или других способах оплаты чек выписывается не позже 9-го числа следующего месяца. Этот же срок отведен на передачу документа покупателю (п. 3 ст. 14 закона № 422-ФЗ).
Читайте также: Эквайринг для самозанятых
Надо ли удерживать налоги при оплате самозанятому от юрлица
Компаниям не надо удерживать НДФЛ с самозанятого, если он подтвердил свой статус плательщика налога на профдоход. Страховые взносы на выплаты самозанятым тоже не начисляются (п. 8, 11 ст. 2 закона № 422-ФЗ). Исключение: предприятие, выступавшее работодателем для самозанятого менее 2-х лет назад (пп. 8 п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ) – тогда НДФЛ удерживается с получателя, а страховые взносы полностью перечисляет компания-плательщик.
При расчетах компании нужно учитывать и то, что самозанятые не платят НДС (кроме ввозного), т.е. получить вычет по налогу при покупке товаров, услуг у самозанятого нельзя (п. 9 ст. 2 закона № 422-ФЗ).
Таким образом, основным документом, подтверждающим расчеты между юридическим лицом и самозанятым, является выписанный последним чек. После его получения компания вправе включить расходы в свою налоговую базу, уменьшая свои обязательства перед бюджетом. При этом подписанные сторонами акты приемки товаров, работ, услуг служат лишь дополнением к чеку и не считаются основанием для включения расходов юрлица в базу по налогу.
Читайте также: Платят ли самозанятые в Пенсионный фонд?