Оформление и учет ликвидации основных средств
ОС ликвидируется обычно в том случае, если становится непригодным вследствие физического износа. Хотя существует немало других причин для ликвидации неэффективного имущества (например, моральное устаревание).
Предваряет процесс ликвидации создание комиссии, куда обычно входят специалисты, ответственные за сохранность и эксплуатацию ОС, главный бухгалтер, работники техотдела компании и др.
Комиссия осматривает объект, оценивает его состояние, рассматривает возможность его дальнейшего применения, определяет причины выбытия. Если непригодность ОС стала следствием нанесенного ущерба, то выявляется виновник подобного состояния объекта и в акт осмотра вносится предложение о привлечении его к ответственности.
Комиссией:
- определяется возможность использования деталей, узлов, других материалов, снятых с ликвидируемого имущества и дается их оценка на базе текущих рыночных цен, получить информацию о которых можно в специализированных организациях;
- осуществляется изъятие из имеющихся в списываемом объекте цветных и драгметаллов, устанавливается их вес и контролируется процедура передачи на склад.
Все перечисленные аспекты находят отражение в акте формы № ОС-4 на списание объекта. Помимо них в акте указывают информацию о списываемом объекте (дата ввода в состав ОС, год выпуска, срок полезного использования (СПИ), стоимость первоначальная/восстановительная, сумма износа, причины выбытия, наличие полезных остатков, состояние основных частей объекта).
Бухгалтер рассчитывает доход от списания (стоимость утилизируемого имущества) и стоимость приходуемых ТМЦ, а также учитывает все затраты, которые понесла компания при демонтаже объекта. Материалы от ликвидации объекта ОС, фирма вправе использовать в производстве или продать сторонним потребителям.
Еще больше про ликвидацию основных средств в бухгалтерском учете - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Определение балансовой стоимости списываемых основных средств
Балансовая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, накопленной за период эксплуатации.
При ликвидации активов показатель балансовой стоимости имеет важное значение, т.к. в бухгалтерском учете сумма расхода рассчитывается по следующей формуле:
Согласно ФСБУ 6/2020, при определении доходов / расходов от ликвидации объекта основного средства в бухгалтерском учете необходимо определить разницу между балансовой стоимостью ликвидируемого объекта, увеличенной на сумму расходов на демонтаж и подготовку к списанию и поступлениями в виде оприходованных материалов, пригодных для дальнейшего использования в производстве или продажи.
Доход / расход учитывается в составе прибыли или убытка в том периоде, в котором производились мероприятия по ликвидации объекта ОС.
Важно помнить, что по новым правилам, финансовый результат при списании ОС с учета в отчете о прибылях и убытках отражается свернуто.
Ликвидация объекта основных средств: проводки
Объект, подлежащий ликвидации, списывается с бухучета в соответствии с ПБУ 6/01. Все доходы и затраты, понесенные при этом, фиксируются в том периоде, к которому относятся, и зачисляются на счет 91.
Для упорядочения учета выбывания ОС к сч.01 открывают специальный субсчет (01/выбытие ОС, или 01/2) в дебет этого счета переносят стоимость имущества, в кредит – сумму амортизации по нему. Проводки:
Операции |
Д/т |
К/т |
Списана первоначальная стоимость (ПС) объекта ликвидации |
01/Выбытие ОС |
01 |
Списан начисленный износ |
02 |
01/Выбытие ОС |
Списана остаточная стоимость (Ост) |
91/2 |
01/Выбытие ОС |
Учтены расходы по ликвидации основных средств |
91/2 |
20, 26,60,76 |
Оприходованы материалы от ликвидации основных средств |
10 |
91/1 |
Пример ликвидации основных средств (проводки)
Решением комиссии в компании 25.09.2022 списывается физически и морально устаревшее оборудование первоначальной стоимостью (ПС) 400 тыс. руб. Начисленный износ на момент списания – 380 тыс. руб. Демонтаж объекта произведен силами подрядной организации на УСН, услуги которой составили 12 тыс. руб.
После ликвидации оприходован лом черных металлов на сумму 28 тыс. руб., цветных – на 20 тыс. руб.
Проводки:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма, руб. |
Списана ПС ликвидируемого оборудования |
01/2 |
01 |
400 000 |
Отражен начисленный износ |
02 |
01/2 |
380 000 |
Списана Ост |
91/2 |
01/2 |
20 000 |
Учтена сумма затрат по ликвидации |
91/2 |
60 |
12 000 |
Услуги подрядчика оплачены |
60 |
51 |
12 000 |
Оприходован металлолом от выбытия объекта (28000 + 20000) |
10/6 |
91/1 |
48 000 |
Отражена прибыль от ликвидации (28000 + 20000 – 20000 - 12000) |
91/1 |
99 |
16 000 |
Частичная ликвидация основного средства: проводки
При ликвидации части объекта комиссией оформляется акт, в котором определяется доля выбывающего имущества в процентах от общего объема объекта. На базе полученного процента вычисляется первоначальная и остаточная стоимость, а также сумма износа, приходящиеся на часть ликвидируемого объекта. При списании части объекта корректируется его оставшаяся первоначальная стоимость, а начисление амортизации после выбытия осуществляется уже исходя из нее.
Материалы по теме Как определить первоначальную стоимость основных средств Остаточная балансовая стоимостьПример учета частичной ликвидации ОС - проводки
С 11-го по 30 сентября 2022 проведена частичная ликвидация силового оборудования первоначальной стоимостью 600 тыс. руб. СПИ объекта – 120 мес. На 30.09.2022 он составил 100 мес. Комиссия установила долю списываемого имущества – 15% от стоимости объекта.
На 01.10.2022 данные по ликвидируемой доле составили:
- норма амортизации – 0,833% (1/120 х 100);
- ПС выбывающей части – 90 000 руб. (600 000 х 15%);
- размер начисленного износа по ликвидируемой доле – 75 000 руб. (90 000/120 х 100 мес.);
- Ост выбывающей доли – 15000 руб. (90 000 – 75 000);
- начисленная амортизация по всему объекту ОС – 500 000 руб. (600 000 / 120 х 100);
- Остоборудования – 100 000 руб. (600 000 – 500 000);
- скорректированная Остобъекта на сумму Ост выбывающей части – 85 000 руб. (100 000 – 15 000);
- скорректированная ПС объекта – 510000 руб. (600000 – 90000).
По ликвидируемой части объекта бухгалтер оформит проводки:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Списана ПС |
01/2 |
01 |
90 000 |
Износ |
02 |
01/2 |
75 000 |
Списана Ост |
91/2 |
01/2 |
15 000 |
Отражен убыток от ликвидации (90000 – 75000) |
99 |
91/2 |
15 000 |
Нужно ли восстанавливать НДС при ликвидации ОС
Начиная разговор о восстановлении НДС при ликвидации ОС необходимо отметить, что несмотря на богатую судебную практику, свидетельствующую о том, что при списании актива, по которому продолжается начисление амортизации, восстанавливать НДС нет необходимости, контролирующие органы продолжают доначислять налог и выставлять пени. Рассмотрим более подробно сложившуюся ситуацию.
Позиция налоговых инспекций
В основе мнения налоговых инспекторов лежит ст. 170 НК РФ, в которой закреплена обязанность субъектов хозяйственной восстанавливать принятый ранее к вычету НДС в тех случаях, когда актив не используется в деятельности, подлежащей обложению НДС.
Сумма налога, подлежащая восстановлению, должна быть рассчитана исходя из остаточной стоимости без учета проведенных переоценок и отнесена на прочие расходы (ст. 264 НК РФ).
Позиция налогоплательщиков
Та же ст. 170 НК РФ, на которую ссылаются налоговики, не предусматривает восстановление НДС по объектам основных средств, ликвидированных в виду морального или физического износа.
Содержание ст. 170 содержит исчерпывающий список ситуаций, при возникновении которых налогоплательщики обязаны восстановить НДС. Ликвидация недоамортизируемого объекта основных средств в данном списке отсутствует, что дает право не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету.
Т.о. можно сделать вывод: восстановлению подлежит НДС в тех случаях, когда оборудование не используется при операциях, облагаемых НДС. Полная ликвидация ОС свидетельствует о том, что дальнейшее использование актива в производственной деятельности невозможно в равной степени как для операций, не подлежащих налогообложению, так и освобожденных от него.
Налоговый учет списания основных средств
Для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, стоимость оприходованных после ликвидации основного средства материалов, пригодных для дальнейшей эксплуатации, должны быть учтены в составе внереализационных доходов на дату подписания ликвидационного акта по рыночным ценам.
Расходы, понесенные организацией на демонтаж и утилизацию выбывшего основного средства, а также сумма недоначисленной амортизации включаются в состав внереализационных расходов.
Сюда же относятся и расходы на оплату услуг подрядных организаций, занятых на работах по ликвидации актива. НДС по таким видам работ может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.
Пример ликвидации основного средства в бухгалтерской базе 1С 8.3
Рассмотрим простейший пример ликвидации объекта ОС на примере работы 1С бухгалтерии.
Ликвидация актива оформляется с помощью операции «Списание ОС».
В нашем случае объект ОС продолжает амортизироваться, а ликвидация происходит досрочно по причине морального износа.Проводки по операции выглядят следующим образом:
Для контроля следует сформировать ведомость амортизации ОС. Как мы видим, присутствующая на начало периода балансовая стоимость списана:Проверяем закрытие 01 счета:При составлении НД по налогу на прибыль, в составе внереализационных расходов отражена сумма расхода от ликвидации ОС:А в приложении 3 к листу 02 мы можем видеть доходную часть операции по ликвидации объекта основного средства:
Т.о. при представлении налоговой отчетности равно учтены как доходы, так и расходы.
***
Сегодня в публикации мы постарались всесторонне осветить вопрос ликвидации основного средства и его списание с учета организации. Надеемся, что информация будет вам полезна.