Заявление о налоговом мониторинге
Что понимают под налоговым мониторингом?
Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, замещающая традиционные налоговые проверки. В основе мониторинга лежит принцип online-доступа к информационным базам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчетности.
Такой вид взаимодействия налогоплательщика и контролирующего органа позволяет:
- оперативно согласовывать позицию по налогообложению в отношении текущих и запланированных хозяйственных операций;
- значительно сократить количество запрашиваемых налоговой инспекцией документов, подлежащих проверке;
- в оперативном порядке урегулировать спорные моменты в вопросах налогообложения, а также предупредить возможные налоговые риски.
Кто имеет право подать заявление о переходе на налоговый мониторинг?
Возможность перехода на НМ имеют предприятия при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- Сумма налогов и сборов, включая страховые взносы за прошлый год, достигла размера 100 млн руб.:
- Учитывать следует и налоги, уплачиваемые юридическим лицом в качестве налогоплательщика и выступающего в роли налогового агента.
- Не включаются в расчет суммы НДС и акцизов, исчисленные вследствие перемещения через таможенную границу ЕЭС.
- Доходы за прошлый год, задекларированные в бухгалтерской и финансовой отчетности, превысили 1 млрд руб.
- На 31 декабря прошлого года балансовая стоимость активов превышает 1 млрд руб.
В случаях если организация уже применяет налоговый мониторинг – подавать заявление на следующий год не требуется. При отсутствии заявления о прекращении НМ налоговый орган автоматически продлевает мониторинг на следующий год.
Процедура перехода на налоговый мониторинг
В срок до 1 сентября года, предшествующего тому, в котором планируется переход на НМ, в ИФНС по месту регистрации юридического лица представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Форма заявления утверждена ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/476@.
При планировании применения НМ в налоговые органы вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга необходимо представить следующие документы:
- заявление о переходе на налоговый мониторинг;
- регламент взаимодействия в рамках мониторинга;
- организационную структуру с раскрытием всех взаимосвязанных лиц;
- утвержденную учетную политику для целей налогообложения;
- внутреннюю документацию в отношении системы внутреннего контроля;
- план-график по переходу на налоговый мониторинг;
- дорожную карту по подготовке к переходу на налоговый мониторинг.
Пример заполнения дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный демодоступ к справочно-правовой системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Налоговый орган в срок до 1 ноября обязан предоставить организации свое решение в отношении проведения налогового мониторинга.
Заявление о налоговом мониторинге
Официальной инструкции, закрепленной в том или ином нормативно-правовом акте, регламентирующей правила заполнения заявления на НМ, не существует. Поэтому ниже постараемся рассмотреть основные моменты, на которые следует обратить внимание при заполнении формы заявления.
Первая часть заявления представляет собой справочную информацию об организации, изъявляющей желание перейти на НМ.
В основной части заявления отведено место для описания финансового состояния организации. Так, в п. 1 следует указать уплаченные налоги за период, в котором планируется проведение мониторинга. Информацию следует указать в разбивке по КБК. После превышения суммы уплаченных налогов 1 млн руб. оставшиеся налоги, сборы и взносы можно не перечислять.
В п. 2 следует обозначить общий доход по данным финансовой отчетности, а в п. 3 – совокупную стоимость активов.
Заключительная часть заявления по сути является описью прилагаемых документов.
Следует помнить, что налоговые органы при переходе на НМ рекомендуют применять следующие документы:
- план-график перехода на НМ и алгоритм его заполнения;
- дорожную карту по подготовке к переходу с разработанным алгоритмом заполнения.
Дорожную карту организация разрабатывает совместно с представителем налоговой инспекции. Представляется в ИФНС по месту регистрации юридического лица либо в случае, если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков, то по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Главная задача дорожной карты – запротоколировать порядок подготовки и обсуждения с ИФНС следующих моментов:
- способы и алгоритмы информационного взаимодействия;
- порядок обмена информацией с учетом системы внутреннего контроля;
- обозначение рисков и контрольных процедур в рамках НМ;
- сроки передачи информации налоговому органу в рамках налогового мониторинга.
В случае если компания, перешедшая на налоговый мониторинг, не намерена продлевать его на будущий год, то в срок до 1 декабря текущего года об этом следует уведомить налоговую инспекцию.
Как проходит мониторинг?
Регламент проведения НМ закреплен в НК РФ. Мониторинг проводится инспекторами ИФНС, контролирующими соответствие отчетных данных реальным.
Проводится мониторинг удаленно, путем открытого доступа к бухгалтерской базе, отчетности и документации.
Если инспектор выявляет несоответствие контролируемых показателей, то у организации запрашиваются пояснения. На представление пояснений или исправление ошибки отводится 5 рабочих дней.
Относительно добросовестности налоговых выплат, а также корректности представленной налоговой и страховой отчетности в рамках мониторинга инспектор может вынести мотивированное мнение. Оно помогает в сокращенные сроки проанализировать и утвердить налогообложение совершаемых или планируемых сделок.
Мнение налоговая формирует самостоятельно, однако у организации есть право запросить его с целью ознакомления.
Как формируется мнение?
При обнаружении нарушений в течение 10 дней инспектор уведомляет представителя организации о возникновении основания для составления мотивированного мнения.
На подготовку объяснений или исправление ошибки компании предоставляется 15 дней.
Если пояснение доказывает, что подозрение в правонарушении возникло ошибочно – мнение отзывается.
В случаях когда сама организация запрашивает мотивированное мнение с целью проверки правильности налогообложения, ИФНС обязана предоставить его в течение 30 дней, в крайних случаях срок может быть продлен до трех месяцев.
В случаях если компания не согласна с мотивированным мнением, ИФНС в трехдневный срок обязана передать документы по спорному вопросу в Федеральную налоговую службу, которой отводится роль независимого судьи. Начинается взаимосогласительная процедура.
Если после вынесения мотивированного мнения организация в установленный законом срок не выполнит требования мнения, то инспектор имеет право на выездную проверку.
Положительные и отрицательные стороны налогового мониторинга
Неоспоримыми положительными сторонами мониторинга являются:
- К организации, выразившей желание перейти на мониторинг, повышается доверие со стороны налоговых органов. Открытость компании говорит о ее стремлении к добросовестности.
- Отработка налогового мнения позволяет в кратчайшие сроки исправить ошибки и избежать штрафов.
- Гарантия отсутствия налоговых проверок на период проведения мониторинга.
К отрицательным моментам мониторинга можно отнести следующее:
- постоянный «круглосуточный» контроль со стороны налогового инспектора;
- технические проблемы при установлении доступа к базам;
- риск утечки информации.
Стоит ли переходить на налоговый мониторинг?
Решение о переходе на налоговый мониторинг каждая организация должна принимать самостоятельно. Следует лишь отметить, что не сегодня, так завтра всеобщая глобализация приведет к режиму online-контроля. Также следует не забывать, что возможность оперативного взаимодействия с контролирующим органом зачастую помогает избежать штрафов и способствует оптимизации системы учета.
На этой ноте мы завершаем обзор налогового мониторинга. Надеемся, что публикация окажется вам полезна.