Закрытие обособленного подразделения

17.05.2023
0
Закрытие обособленного подразделения вне места нахождения юридического лица имеет свои нюансы, касающиеся сроков подачи налоговой отчетности, увольнения персонала, принятия решения и ряда других существенных аспектов. Поэтому ликвидацию важно выполнить правильно, чтобы в дальнейшем у организации не возникло проблем, связанных с нарушением налогового и трудового законодательства. Далее — пошаговая инструкция по закрытию обособленного подразделения (ОП) в 2023 году.

Ликвидация обособленного подразделения: нужны ли изменения в ЕГРЮЛ

Для закрытия представительства или филиала юрлица, не являющихся обособленными подразделениями, обязательно решение участников и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Также потребуется менять устав юридического лица.

Ликвидация обычного обособленного подразделения гораздо проще. Процедура не требует решения учредителей, изменения устава и коррекции записи в ЕГРЮЛ. Достаточно приказа руководителя юридического лица.

Закрытие обособленного подразделения: пошаговая инструкция 2023

Процедура закрытия обособленного подразделения проходит в несколько этапов:

  • принятие решения;
  • издание приказа;
  • заявление в ФНС;
  • внесение изменений в устав и ЕГРЮЛ;
  • снятие с учета.

Разберем каждый из них более подробно. Предварительно следует отметить, что при ликвидации обычного ОП, не являющегося представительством или филиалом, часть из этих шагов будет отсутствовать в связи с более простым порядком проведения процедуры.

Принятие решения о ликвидации обособленного подразделения – образец

Решение требуется только в случаях, если речь идет о филиале или представительстве. Для его принятия необходимо провести общее собрание собственников (учредителей). Решение, оформленное по его результатам, должно содержать следующую информацию и реквизиты:

  • дату, время и место проведения;
  • основные сведения о юридическом лице;
  • данные об участниках собрания;
  • содержание повестки дня в виде перечня вопросов;
  • результаты рассмотрения повестки дня;
  • подписи учредителей и руководителя организации.

Если у вас возникли трудности с оформлением решения, вы можете скачать образец на нашем сайте и составить документ на его основе: 

Бланк по теме: Образец решения о закрытии обособленного подразделения ООО Посмотреть Скачать

Издание приказа о ликвидации обособленного подразделения – образец

На основании решения издается приказ. Если руководитель организации является одновременно и ее единственным учредителем, то он оформляется сразу без проведения собрания учредителей. Так же происходит в случае, если обособленное подразделение не является филиалом или представительством юридического лица.

Приказ должен содержать следующую информацию и реквизиты:

  • данные об организации;
  • место и дату издания;
  • резолютивную часть;
  • подпись руководителя организации.

В резолютивной части излагают решение о закрытии ОП. Например:

«Приказываю закрыть обособленное подразделение организации в связи с отсутствием необходимости предоставления услуг на территории его обслуживания».

С приказом ознакамливают руководителя и персонал ОП. Также не будет лишним ознакомить с документом под роспись начальника отдела кадров и главного бухгалтера.

Если у вас возникли трудности с самостоятельным составлением приказа, вы можете скачать образец у нас на сайте. Ориентируясь на него можно составить собственный документ: 

Бланк по теме: Готовый заполненный бразец приказа о закрытии обособленного подразделения Образец приказа о закрытии (ликвидации) обособленного подразделения Посмотреть Скачать

Подача сообщения о закрытии обособленного подразделения в налоговую

После издания приказа организация должна подать сообщение о закрытии ОП в налоговую инспекцию. Оно составляется по форме № С-09-3-2, утвержденную Приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@. Бланк документа можно скачать на официальном сайте ведомства. Заполняют его печатными буквами черной гелевой ручкой или при использовании компьютера. 

Бланк по теме: Сообщение о закрытии обособленного подразделения по форме № С-09-3-2 Посмотреть Скачать

Заполненная форма № С-09-3-2 должна содержать следующие сведения:

  • код налогового органа;
  • наименование организации-заявителя;
  • ОГРН юридического лица;
  • количество закрываемых подразделений;
  • наименование ОП (если такое было);
  • дата закрытия подразделения;
  • дата принятия решения о ликвидации ОП;
  • количество листов в сообщении;
  • дата предоставления.

Также в форме необходимо указать данные о должностном лице организации, которое направляет его в ФНС. Если это делает не руководитель юрлица, то к форме потребуется приложить документ, подтверждающий его полномочия (то есть доверенность). Сведения о таком документе также понадобится вписать в сообщение.

Готовая форма заверяется подписью должностного лица, которое ее составило (то есть руководителя организации или уполномоченного доверенностью сотрудника).

Документ передается в ФНС лично, направляется письмом с обратным уведомлением, предоставляется в МФЦ или в электронном виде через официальный сайт ведомства.

В последнем случае он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если у вас возникли сложности с составлением сообщения на бланке № С-09-3-2, вы можете скачать образец у нас на сайте. Готовый документ поможет сориентироваться и правильно заполнить форму самостоятельно.

Внесение изменений в Устав и ЕГРЮЛ

Если речь идет об обычном обособленном подразделении, вносить какие-либо изменения в учредительные документы юридического лица не требуется. Если происходит ликвидация филиала или представительства, это сделать необходимо. Изменения вносятся на основании решения собрания учредителей. О них обязательно уведомляются налоговые органы для последующего внесения корректировок в ЕГРЮЛ.

Информация в ФНС об изменениях в учредительных документах предоставляется по форме Р13014.

Бланк по теме: Бланк заявления Р13014 о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ Посмотреть Скачать

В ней заполняются титульный лист, а также листы «Л» и «Н». В форму вписывают следующие сведения:

  • ОГРН и ИНН юридического лица;
  • причина подачи заявления (в данном случае это внесение изменений в учредительные документы юрлица);
  • сведения о филиале/представительстве, которое закрывается;
  • данные об организации-заявителе.

Форма подписывается руководителем юрлица или должностным лицом, которое уполномочено на это доверенностью. Документ заверяется подписью его составителя.

Уведомление также может быть направлено почтой, через МФЦ, в электронном виде, а также передано лично в налоговую инспекцию. Выслать его необходимо в течение 7 дней с момента принятия решения о закрытии ОП.

Снятие обособленного подразделения с учета

При закрытии ОП в обычном порядке в течение 10 рабочих дней с подачи сообщения С-09-3-2 налоговый орган выдает уведомление о снятии с учета по форме № 1-5, утвержденной Приказом ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@. Если в отношении обособленного подразделения назначена выездная проверка, то в соответствии с Приказом Минфина от 05.11.2009 № 114н такое уведомление выдается заявители не раньше окончания проверочных мероприятий.

Увольнение сотрудников обособленного подразделения

Часто при закрытии обособленного подразделения работников просто переводят в основную организацию, предварительно предложив им такой перевод. Но такое происходит далеко не всегда. Если при ликвидации ОП планируется уволить работающих в нем сотрудников, это важно сделать в соответствии с нормами трудового законодательства, чтобы потом к организации не возникло вопросов со стороны контрольно-надзорных органов.

Рекомендуем интересную статью от "КонсультантПлюс" об особенностях увольнения сотрудников в связи с ликвидацией филиала. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Уведомление работников о закрытии обособленного подразделения – образец

В соответствии с положениями ст. 180 ТК РФ работники обособленного подразделения, которое планируется ликвидировать, уведомляются о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца до даты расторжения трудового договора. Проще всего сделать это, ознакомив штат ОП под роспись с приказом о его закрытии. Чтобы не нарушить предусмотренные ст. 180 ТК РФ сроки, мероприятия по ликвидации следует планировать с их учетом.

Увольнение персонала

По истечении двухмесячного срока после уведомления с работниками расторгаются трудовые договоры.

Правовые основания увольнения зависят от того, где расположена основная организация, есть ли у нее обособленные подразделения в том же населенному пункте, где работало ликвидированное, а также от факта, предлагался ли работникам перевод.

Если ОП в том же городе нет, головной офис располагается в другом населенном пункте и перевод не предлагался, то трудовые договоры с сотрудниками расторгаются в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Если головной офис находится в том же городе, или предлагался перевод и последовал отказ, то увольнение происходит по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Статья по теме: Увольнение по сокращению штата предприятия: пошаговая инструкция Сокращение штата – трудоемкое, стрессовое и финансово затратное мероприятие. Как провести сокращение, чтобы работодателю не пришлось впоследствии блуждать по судебным инстанциям, а работникам удалось комфортно расстаться с прежним местом работы? В материале найдете пошаговую инструкцию по увольнению сотрудников по сокращению штата, помогающую разобраться в этом непростом мероприятии. Подробнее

С письменного заявления работника обособленного подразделения работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока. В этом случае он выплачивает сотруднику дополнительную компенсацию в размере, равном среднему заработку, начисленному пропорционально времени, оставшемуся до фактической ликвидации ОП, одновременно с которой должно последовать увольнение.

Сама процедура увольнения при ликвидации ОП, за исключением приведенных выше нюансов, стандартная и не отличается от расторжения трудового договора по другим основаниям. С работниками надо рассчитаться не позднее для увольнения, выдать все необходимые документы и при необходимости предоставить гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Специализация: Уголовное право, уголовный процесс, административное право, финансовое право, таможенное право

16-летний опыт работы следователем органов внутренних дел, в настоящее время - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин в высшем и средне-специальном учебных заведениях г. Челябинска. 

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Обособленные подразделения
Оставить комментарий