Выплаты, полагающиеся госслужащему при сокращении, регулируются не ТК РФ, а положениями отдельных федеральных нормативных актов. Ознакомимся с ними и определим, много ли есть преимуществ у госслужащих перед обычными работниками при сокращении штатов.
Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году: законодательство
Основные нормативные акты, регулирующие процедуру сокращения штатов на госслужбе:
- Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (прежде всего, статьи 31 и 37);
- постановление Правительства России от 19.09.2013 № 822 (принято в соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).
В случаях, не предусмотренных Законом № 79-ФЗ, формально должен применяться ТК РФ. Но в вопросе начисления выплат госслужащим при сокращении штатов в этом необходимости нет: указанный федеральный закон в полной мере регулирует такие выплаты. Отметим, что во многом их начисление осуществляется по принципам, схожим с теми, что отражены в статьях 178, 180 и иных статьях ТК РФ, которые регулируют выплаты при сокращении штатов в обычных организациях.
Рассмотрим теперь, какие конкретно выплаты госслужащему при сокращении штата положены в соответствии с действующим законодательством.
Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году: что полагается увольняемому
Руководство госслужащего обязано предупредить его о сокращении за 2 месяца до увольнения (письменно под роспись). Такое же общеизвестное правило действует и в негосударственных организациях.
В течение двухмесячного срока начальство, сообщившее госслужащему о сокращении, обязано предлагать ему другие имеющиеся в ведомстве должности, с учетом его опыта и квалификации. Или же - вакансии в других ведомствах. То, в каком порядке предлагаются соответствующие вакантные должности, регулируется указанным выше постановлением Правительства № 822. Применяется особый порядок проведения аттестации и конкурсов на замещение должностей.
Если за 2 месяца увольняемому не нашли альтернативную работу, то договор на выполнение государственной службы с ним расторгается. Человеку обязаны выплатить компенсацию в размере денежного содержания за 4 месяца (п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Отметим, что оно не является выходным пособием, предусмотренным ТК РФ – выходное пособие госслужащим не выплачивается. Денежное содержание федеральных госслужащих исчисляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2014).
Если госслужащий работает в районах Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, то компенсация в размере месячного содержания выплачивается также за 5-й и 6-й месяцы при условии, что государственный служащий в течение 1 месяца после увольнения обратится в службу занятости и не будет ею трудоустроен. Решение о компенсации принимает орган занятости, а выплату производит наниматель (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).
Другой сценарий — досрочное расторжение контракта, т.е., до истечения двухмесячного срока после предупреждения о сокращении. С письменного согласия госслужащего, стороны вправе расторгнуть договор на выполнение государственной службы до истечения двух месяцев (п. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). В этом случае госслужащему полагается еще одна компенсация — в виде денежного содержания, начисленного за период между датой фактического увольнения и датой окончания двухмесячного срока. При получении данной дополнительной компенсации госслужащий сохраняет право и на другие, полагающиеся при сокращении, выплаты.
Указанные выше выплаты госслужащим при сокращении должности полагаются в случае, если произошло, собственно, сокращение, и в случае, если ведомство было упразднено и сотрудник не перешел на службу в другое.
Правомерно сделать вывод о том, что выплаты, которые полагаются госслужащим при сокращении, частично схожи по существу с теми, что гарантирует ТК РФ, а частично — нет. Проведем краткое сравнение условий начисления выплат по ТК РФ и Закону № 79-ФЗ.
Выплаты госслужащим при сокращении и выплаты работникам по ТК РФ: сравнение
Для сравнения составим небольшую таблицу.
Выплаты |
Сокращение |
|
Госслужащего (ст. 31, 37 Закона № 79-ФЗ) |
Обычного работника (ст. 178, 180, 318 ТК РФ) |
|
Выходное пособие
|
Не предусмотрено |
В размере одной средней месячной зарплаты |
Выплаты в размере среднего заработка (денежного содержания) |
Компенсация — денежное содержание за 4 месяца |
Выплата в размере среднего заработка
На Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах средний заработок за второй и третий месяц выплачивается, если работник не трудоустроился за это время (без обращения в службу занятости) |
Выплаты при сокращении на Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах |
Дополнительная компенсация в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы — при обращении в службу занятости в течение 1 месяца после сокращения и отсутствии трудоустройства за этот период (по решению службы занятости) |
Дополнительные выплаты в размере среднего заработка за 4-й, 5-й и 6-й месяцы - при обращении в службу занятости в течение 1 месяца после сокращения и отсутствии трудоустройства за этот период (по решению службы занятости) |
Дополнительная компенсация при досрочном расторжении трудового договора/ служебного контракта (до истечения 2-х месяцев после предупреждения о сокращении) |
Денежное содержание за период между датой увольнения и датой истечения двухмесячного срока |
Средний заработок за период между датой увольнения и датой истечения двухмесячного срока |
Помимо приведенных выплат при сокращении работникам и госслужащим выплачивается зарплата/денежное содержание за последний месяц работы, компенсация за неиспользованный отпуск. Таким образом, можно говорить о том, что госслужащие и обычные работники, в целом поставлены в похожие условия в части получения выплат при сокращении. И тем и другим полагаются пособия (на госслужбе они называются «компенсациями») и дополнительные выплаты после увольнения, а также доплаты при досрочном расторжении контракта.
Если сравнивать госслужащего и простого работника в обычной климатической зоне, то первый получает гарантированную выходную выплату за 4 месяца, а второй — только за 1 месяц (но может увеличить период выплаты среднего заработка до 3-х месяцев при определенных условиях). Поэтому, госслужащий здесь имеет преимущество.
На Крайнем Севере и на приравненных к нему территориях условия при сокращениях госслужащих и обычных работников практически выравниваются: и те, и другие при отсутствии работы могут рассчитывать на выплаты в пределах 6 месяцев.