Разделительный баланс при реорганизации

14.05.2019
0
Команда СП

Далеко не всегда предприятие надолго сохраняет свое первозданное состояние, поскольку производство растет, изменяется, возникают новые направления бизнеса, и зачастую возникает необходимость реорганизации – выделения новой структуры или, наоборот, объединения с другой компанией. Ст. 57 ГК РФ предусматривает реорганизацию фирмы в различных формах. В свою очередь Минфин РФ приказом № 44н от 20.05.2003 (в ред. от 25.10.2010) утвердил методику формирования финансовой отчетности при осуществлении реорганизационных мероприятий.

Реорганизация юридического лица: передаточный баланс

Реорганизация классифицируется по разным направлениям:

  • Слияние – объединение нескольких предприятий в одно. При этом объединяющиеся юрлица прекращают существование, образуя новую компанию;

  • Присоединение – одна компания, переставая существовать, вливается в другую;

  • Разделение – одно предприятие, прекратив существование, образовывает несколько новых фирм;

  • Выделение – организация нового предприятия из уже существующей организации с продолжением ее деятельности;

  • Преобразование – изменяется организационно-правовая форма предприятия, все права и обязанности за ним сохраняются.

Подготовка к реорганизации фирмы – процесс длительный и сложный. Основанием для проведения реорганизации служит решение учредителей компании или ее уполномоченного органа. Это решение должно содержать информацию о порядке распределения имущества, обязательств, прибыли, способах оценки имущества, и опираться на данные инвентаризаций по всем видам активов и пассивов.

Для четкого разграничения круга прав и обязанностей, которыми наделяются созданные или преобразованные компании, оформляют разделительный баланс. Составляется он на базе последней отчетности, инвентаризаций, актов сверок по всем контрагентам, данных о наличии и составе дебиторской и кредиторской задолженности, другой учетной первичной документации.

Читайте также: Р12003: уведомление о начале процедуры реорганизации

Разделительный баланс при реорганизации: когда и как он формируется

Этот документ содержит сведения об активах, капитале, резервах, обязательствах, распределяемых между участвующими в процессе сторонами. Типовой формы документа не установлено. Как правило, его разрабатывает само предприятие, обычно добавив в унифицированный бланк баланса необходимые строки и графы.

Несмотря на отсутствие унифицированной формы передаточного документа, существует требование к его содержанию. В нем должно быть указание о правопреемстве, т. е. сведения об имущественных ценностях и долгах фирмы, передающихся образованным юрлицам.

Пример

Рассмотрим вариант заполнения передаточного баланса при реорганизации в форме разделения.

Протоколом собрания акционеров ОАО «Альфа» зафиксировано решение о разделении компании на ОАО «Вета» и ОАО «Троя», которые будут являться правопреемниками ОАО «Альфа». Распределительный баланс необходимо подготовить к концу 1 квартала 2019г. Он формируется на основе данных инвентаризаций и баланса ОАО «Альфа» на 31.03.2019 по статьям:

Актив

Сумма в руб.

Пассив

Сумма в руб.

НМА

200 000

УК

600 000

ОС

1 653 000

Добавочный капитал

360 000

Запасы

1 248 000

Нераспределенная прибыль

1 684 000

НДС по приобретенным ТМЦ

26 000

Краткосрочный заем

200 000

Дебиторская задолженность

286 000

Кредиторская задолженность

1 017 000

Денежные средства

328 000

 

 

Краткосрочные вложения

120 000

 

 

Итого актив

3 861 000

Итого пассив

3 861 000

Следует учесть то, что сведения по балансу свернуты и нуждаются в расшифровках и детальной аналитике по каждой балансовой статье, а, значит, к разделительному балансу должны прилагаться все необходимые пояснения.

В нашем примере разделительный баланс может быть таким:

Результат разделения – образование двух новых компаний – ОАО «Вета» с валютой баланса 2073000 руб. и ОАО «Троя» с показателем по балансу 1788000 руб., дающими в сумме значение по балансу ОАО «Альфа». Как именно должны быть поделены активы, права и обязательства решают учредители. Для бухгалтера важной задачей является разделения балансовых статей в соответствии с распоряжением собственников и правилами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

При разделении компании в передаточном балансе заполнены 3 графы с балансовыми значениями: первая с данными ОАО «Альфа», две другие отражают возникновение новых предприятий с начальными балансовыми показателями.

При других видах реорганизации форма разделительного баланса будет иной. Например, разделительный баланс при реорганизации в форме выделения может содержать также 3 колонки (если выделена одна фирма), но поскольку реорганизуемая компания при этой схеме продолжает функционировать, то и алгоритм распределения будет другим: активы и обязательства фирмы, подлежащей реорганизации, будут поделены между ней и новой фирмой.

Разделительный баланс при реорганизации в форме присоединения отражает полную передачу прав и обязательств компании, к которой она присоединяется.

При слиянии нескольких фирм в одну компанию возможно составление нескольких передаточных балансов (на усмотрение учредителей), в каждом из которых реорганизуемое предприятие будет фиксировать объем передаваемых прав и обязательств.

Баланс при реорганизации в форме преобразования (например, из ОАО в ООО) зафиксирует прекращение деятельности предприятия в прежней организационно-правовой форме и возникновение нового с другой правовой формой на основе активов и обязательств предшественника.

По сути, при реорганизации фирмы происходит полная или частичная передача прав и обязательств образованному предприятию на основании разделительного баланса. Затем данные этого документа переносятся в начальную отчетность созданного предприятия.

Читайте также: Образец передаточного акта при реорганизации путем присоединения

Реорганизация: сдача отчетности

Разделительный баланс утверждается учредителями реорганизуемой фирмы в сроки, предусмотренные решением. На практике разделительный баланс обычно составляют к концу отчетного года или к дате подготовки промежуточной отчетности (квартала, месяца).

По общим правилам на основании разделительного баланса реорганизуемая компания составляет и сдает заключительную бухгалтерскую отчетность при реорганизации в ИФНС на день, предшествующий внесению информации об образовавшихся или прекративших деятельность предприятиях в реестр. При этом осуществляется закрытие балансовых счетов, а чистая прибыль используется в соответствии с договоренностями между учредителями.

Читайте также: Правовые последствия реорганизации юридического лица

Заметим, что от формы проведенной реорганизации зависит порядок сдачи финансовой отчетности. Например, заключительную бухгалтерскую отчетность при реорганизации в форме присоединения не составляют предприятия, реорганизованные таким образом. У компании, к которой присоединилась другая фирма, меняются величины имущества и обязательств, но не прерывается текущий год, и сдача отчетности осуществляется в привычные сроки. Заключительную отчетность при реорганизации в форме преобразования компания составляет на дату внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности, а вступительный баланс, в который переносятся показатели заключительного отчета, подается фирмой уже в новой организационно-правовой форме.

Читайте также: Кадровые вопросы при реорганизации

Оставить комментарий