Значение расчетного листа
В трудовом кодексе РФ определено, что работодатель обязан выдавать расчетный лист сотруднику до выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ). В документе должны быть отражены все составляющие заработной платы сотрудника.
Форма расчетного листа
В трудовом законодательстве сказано, что организация обязана сообщать сотруднику о размере его заработной платы и ее структуре (ст. 136 ТК РФ). Однако форма расчетного листа законодательством не закреплена. Организация должна самостоятельно разработать форму в соответствии с требованием законов.
Как утвердить форму расчетного листка, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Согласно Трудовому кодексу РФ, расчетный лист должен содержать следующие сведения:
- оклад;
- стимулирующие выплаты;
- премии;
- выплаты по листам нетрудоспособности;
- отпускные и единоразовые выплаты к ним;
- прочие выплаты, не относящиеся к заработной плате (например, компенсация за задержку выплат);
- удержания;
- стандартные налоговые вычеты (при предоставлении);
- сумма для получения.
В нем также может быть указано количество отработанных и неотработанных дней.
Разработанная форма должна утверждаться учетной политикой компании. Можно использовать уже разработанные формы расчетного листа. Например, такая форма есть в программе 1С:Бухгалтерия. Данный бланк был разработан с учетом всех требований законодательства и имеет простую форму.
Заполнение в 1С
В 1С:Бухгалтерия 8.3 ЗУП предусмотрено два способа формирования расчетного листа: из документа «Начисление зарплаты и взносов» и раздела «Отчеты по зарплате». Рассмотрим их подробнее.
Заполнение из «Начисление зарплаты и взносов»
Перед формированием расчетного листа из документа начисления его нужно заполнить. Расчетный лист в данном случае формируется только по одному человеку. Для этого нужно выделить сотрудника и нажать на кнопку «Расчетный лист».
Будет сформирован расчетный листок в 1С:ЗУП по выбранному сотруднику. Данный документ предварительный и служит для проверки начислений. Его можно распечатать или сохранить при необходимости.
Заполнение из раздела «Отчеты по зарплате»
Данный раздел можно найти в двух местах:
- на главной странице;
- на странице «Зарплата».
При выборе главной страницы раздел располагается внизу первого столбика.
На странице «Зарплата» раздел «Отчеты о зарплате» располагается в верхней части.
Вне зависимости от выбранного пути после выбора строчки «Отчеты по зарплате» открывается указанный раздел. Расчетные листки располагаются здесь во втором пункте.
После нажатия на одноименную строчку открывается форма расчетного листка. В первую очередь нужно заполнить настройки расчетного листка в 1С 8.3 ЗУП. К ним относятся:
- период формирования;
- организация (если в базе ведется несколько предприятий);
- Ф. И. О. сотрудника (если нужно сформировать расчетный листок по одному работнику).
Сортировать расчетные листки можно:
- по организациям;
- организациям и подразделениям;
- сотрудникам и организациям.
После заполнения всех нужных пунктов нужно нажать на кнопку «Сформировать». Для выбора одного сотрудника около соответствующего поля нужно поставить флажок и выбрать нужного работника из выпадающего списка. Можно также выбрать сотрудника, вбив его фамилию в поле «Сотрудник».
Программа сформирует расчетный лист по одному сотруднику или по всем работающим в организации людям.
Сформированные расчетные листы распечатываются и раздаются сотрудникам. Они содержат всю необходимую информацию согласно законодательству. При этом информация будет относиться только к выбранному периоду. Предусмотрена также в 1С 8.3 ЗУП выгрузка расчетных листков. Сделать это можно по кнопке со стрелочкой.
В 1С:Бухгалтерия ЗУП можно сформировать расчетные листы за несколько месяцев. Для этого нужно выбрать период, содержащий нужные месяцы. Например, с 01.01.2025 по 31.03.2025. Расчетные листки будут сформированы по каждому месяцу. Формировать расчетные листки за период, превышающий один месяц, целесообразно по конкретному сотруднику. Это может потребоваться для нахождения ошибки в регистрах бухгалтерского учета или по запросу работника.
ИТОГИ
- Расчетный листок является обязательным документом для вручения сотруднику.
- Форма документа законодательно не утверждена, но в ст. 136 ТК РФ указано, какая информация должна в нем содержаться.
- Форму расчетного листа организация может разработать самостоятельно или использовать уже готовые шаблоны. Любой выбранный формат должен быть утвержден Учетной политикой организации.
- В программе 1С:Бухгалтерия содержится бланк расчетного листка, разработанного в соответствии с требованиями законодательства.
- Найти расчетный листок в 1С можно в двух местах: в документе «Начисление зарплаты и взносов» и «Отчетах по зарплате».
- Из документа «Начисление зарплаты и взносов» можно сформировать расчетный листок по одному сотруднику. В разделе «Отчеты по зарплате» форма позволяет сформировать расчетные листки по всем сотрудникам или по одному работнику.