Отмена командировочных удостоверений
В соответствии с постановлением Правительства России № 1595 от 29.12.2014 работодатели вправе отправлять сотрудников в служебные поездки на основании одного распорядительного документа.
Упрощение порядка оформления командировок заключается в отмене командировочного удостоверения, а также служебного задания и отчета работника о проделанной работе. По общему правилу решение о необходимости командировки по-прежнему принимается руководителем компании, который утверждает сроки, цели и место рабочей поездки (п. 3, 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2025 № 501, действует с 01.09.2025).
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель также вправе самостоятельно разрабатывать ЛНА предприятия, включая Положение о командировках, где может быть предусмотрено составление удостоверений по рекомендуемой форме Т-10 или по собственному образцу. При этом остается обязательным оформление сотрудниками авансовых отчетов в целях подтверждения произведенных расходов и представление первичных документов по затратам (чеки и т.д.).
Несмотря на то, что командировочное удостоверение отменили, контрольные органы не рекомендуют предприятиям отказываться от их использования. И вот по каким причинам. Этот документ (наравне с авансовым отчетом) был необходим прежде всего для подтверждения обоснованности произведенных расходов. Ведь по ст. 252 НК налогоплательщик вправе законно уменьшить полученные доходы на расходы при условии их экономической оправданности и документального подтверждения.
Если речь идет о командировках, то на издержки относятся как суточные, так и оплата проезда, проживания и прочих сопутствующих поездкам трат. Основным первичным документом для подтверждения по-прежнему остается авансовый отчет. Однако, при отсутствии удостоверения потребуется приложить к нему косвенно подтверждающие факт поездки документы – приказ руководителя о командировке и проездные (п. 2 ст. 252 НК).
Фактический период пребывания работника в поездке подтверждается на основании проездных документов, а при их утере – документами о найме жилья (п. 6 постановления № 501). При отсутствии и гостиничной документации (договора, кассового чека или документа на бланке БСО) потребуется служебная записка или другой документ с отметками принимающей стороны.
Как оформить документооборот командировок
В 2025 г. в обязательном порядке для оформления командировок необходимы всего 2 документа. Первый – приказ директора о поездке (можно использовать ф. Т-9/Т-9а), второй – авансовый отчет командированного специалиста о произведенных тратах.
Как составить приказ о служебной командировке, авансовый отчет и как рассчитать средний заработок за период командировки на основании постановления Правительства РФ от 24.04.2025 № 540 (действует с 01.09.2025), разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.
Если администрация предприятия решит в целях контроля и подтверждения затрат использовать командировочные удостоверения, эту норму следует закрепить в ЛНА – к примеру, в учетной политике или в Положении о командировках.
Итоги
С 01.09.2025 вступают в силу новые постановления Правительства РФ: об особенностях направления работников в служебные командировки (№ 501) и о расчете среднего заработка за дни командировки (№ 540). В постановлении № 501 нет указаний про командировочное удостоверение. И в 2025 г. работодатели вправе отправлять работников в служебные поездки на основании одного приказа (распорядительного документа).