Что такое неквалифицированная электронная подпись
Согласно ст. 5 закона "Об электронной подписи" от 06.04.2011 № 63-ФЗ, НЭП — это электронная подпись (ЭП):
- полученная в результате криптографического преобразования информации посредством ключа ЭП;
- идентифицирующая подписавшее электронный документ лицо;
- позволяющая обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создающаяся с использованием средств ЭП.
Технически усиленная НЭП (далее — УНЭП) — это 2 уникальные последовательности знаков, связанные между собой: ключ ЭП и ключ проверки ЭП. Для формирования данной связки применяются СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Получается, что НЭП более надежно защищена, нежели простая ЭП (далее — ПЭП). Такая подпись может стать аналогом собственноручной подписи, когда об этом прямо говорит закон или соответствующее письменное соглашение между контрагентами.
НЭП — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе.
Иногда НЭП может создать непосредственно рабочая программа (система, платформа), где работает или имеет личный кабинет пользователь (подпись действительна исключительно в рамках такой программы, платформы, системы). Функционал НЭП тоже частично ограничен, но она обладает рядом преимуществ по сравнению с ПЭП.
Статья по теме: Как выглядит электронная подпись на документе Электронная подпись – реквизит электронного документа, который предназначен для его защиты от подделки, поскольку позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном виде. Рассмотрим, как выглядит электронная подпись на документе и на каких носителях она хранится. ПодробнееДля чего нужна и где применяется неквалифицированная электронная подпись
НЭП применяется:
- ФНС в рамках электронного документооборота с налогоплательщиками – физлицами, посредством интернет-сервиса «ЛК налогоплательщика – физлица».
- В рамках внутреннего документооборота предприятия.
- Для взаимодействия с контрагентами, если заключено соглашение с указанием условий использования НЭП (по аналогии с ПЭП).
- В отдельных случаях — для участия в торгах на электронных площадках.
Внимание! Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках посредством НЭП поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии допсоглашения между сторонами. Но НЭП не позволяет совершать все типы операций.
В мобильном приложении «Госключ» возможно подписывать документы на Госуслугах и из внешних ИС.
Услуги, доступные для подписания в МП «Госключ» УНЭП:
- договор купли-продажи ТС,
- получение ИНН,
- подача декларации 3-НДФЛ.
Пользователь может отправить себе документацию для подписания УНЭП в МП «Госключ» через услугу подписания документов.
Использование имеющейся УНЭП на интернет-ресурсах происходит по правилам соответствующего сервиса. Обычно достаточно загрузить подписываемый документ, выбрать используемый ключ, ввести пин-код и сохранить файл.
Кто может пользоваться неквалифицированной электронной подписью
При использовании НЭП сертификат ключа проверки ЭП может не создаваться, если соответствие ЭП признакам НЭП, установленным ФЗ-63 обеспечено без использования сертификата ключа проверки ЭП.
Использовать НЭП вправе:
- физлица,
- ИП,
- компании со статусом юрлица.
Практика УЦ показывает растущий спрос на использование НЭП во внутреннем и внешнем электронном документообороте клиентов.
Статья по теме: Сертификат электронной подписи Сертификат электронной подписи (далее — ЭП) относится к документам, связанным с электронным документооборотом. Что это такое, чем отличается открытый ключ, от закрытого, как получить в 2023 году, какую роль здесь играет налоговая, можно ли оформить через госуслуги — на эти и другие вопросы ответим в этой статье. ПодробнееЧем неквалифицированная электронная подпись отличается от других видов ЭП – таблица
ПЭП |
НЭП |
КЭП |
Подходит для внешнего документооборота только при наличии письменного соглашения. |
Подходит для внешнего документооборота при наличии письменного соглашения. |
Не требуется письменное соглашение для внешнего документооборота. |
Не требуется сертификат. |
Сертификат необязателен. |
Требуется сертификат. |
Имеет юридическую силу только в случаях, предусмотренных законом или договором. |
Ограниченно применяется на государственных, муниципальных и коммерческих интернет-сервисах, если выпущена этими сервисами. |
Применяется на государственных, муниципальных и коммерческих интернет-сервисах без ограничений. |
Не позволяет участвовать в электронных торгах. |
Иногда позволяет участвовать в электронных торгах, но имеет ограниченный функционал. |
Позволяет всегда участвовать в электронных торгах без ограничений. |
НЭП больше подходит физлицам. Юрлицам и ИП удобнее его использовать при внушительном объеме внутреннего или внешнего документооборота и при наличии в последнем случае письменного соглашения с контрагентами или использования ее в рамках выдавших НЭП сервисов. Иначе функционала НЭП может оказаться недостаточно.
Ключевой недостаток КЭП: необходимость ежегодной оплаты сертификата ЭП.
ПЭП в большинстве случаев не имеет юридической силы и пригодна лишь для ежедневных стандартных задач: защиты авторских документов от плагиата, внутреннего документооборота, использования интернет-сайтов.
КЭП позволяет работать с государственными порталами, дистанционно отправлять документы, зарегистрировать онлайн-кассу и участвовать в электронных торгах.
Как получить неквалифицированную электронную подпись
Выдается УНЭП как аккредитованными, так и не аккредитованными УЦ. Сделать это можно и через МФЦ. Конкретный способ получения НЭП зависит от статуса получателя. Проще всего оформить НЭП физлицам. В 2023 г. это можно сделать даже через специальное мобильное приложение.
Закрытый ключ и файл запроса на сертификат пользователь вправе сгенерировать самостоятельно в программе-криптопровайдере. С уже созданным файлом запроса можно отправиться в УЦ, где выпустят открытую часть сертификата.
Но не все УЦ принимают файлы запроса, сгенерированные пользователем. Специалисты УЦ зачастую предлагают сгенерировать закрытый ключ и файл запроса на сертификат посредством технических ресурсов УЦ.
В отдельных случаях допускается создавать самому и закрытые, и открытые ключи, к примеру, через личный аккаунт налогоплательщика на веб-сайте ФНС.
Статья по теме: Проверяем электронную подпись в 2024 году Документ, который заверен электронной подписью (ЭП), имеет юридическую силу при условии, что он заверен действительной ЭП. При отправке такого документа через оператора ЭДО подлинность, действительность ЭП проверяется автоматически. Но при отправке его вне системы ЭДО проверять ее при необходимости нужно самостоятельно. ПодробнееРекомендуем полезный материал от "КонсультантПлюс" о том, как получить усиленную неквалифицированную электронную подпись. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.
Для физического лица
Получить УНЭП возможно сегодня бесплатно, не посещая УЦ, непосредственно из аккаунта на сайте ФНС. Также это можно сделать самостоятельно посредством криптографического ПО. Или же обратившись в УЦ. На портале Госуслуг размещена Карта УЦ.
Чтобы подписанные документы имели юридическую силу, требуется отдельное письменное соглашение с организацией, с которой планируется обмен электронными документами.
С конца 2022 г. исключено требование о наличии в ЕСИА сведений об ИНН при выдаче сертификата ключа проверки УНЭП. Уточнен также состав документов, доступных пользователю для подписания в МП, а также перечень сведений, размещение которых на своем веб-сайте обеспечивает Минцифры по согласованию с ФСБ. См. ПП РФ № 1786 от 07.10.2022.
Посредством МП «Госключ» тоже можно бесплатно получать сертификаты УНЭП, а также создавать, хранить и применять ключи ЭП. Для работы с ними не требуются USB-токены, а для подписания — внешний криптопровайдер.
Для получения сертификата УНЭП через МП потребуется:
- Подтвержденный аккаунт на Госуслугах с зафиксированным там СНИЛС.
- Привязанный номер телефона к аккаунту Госуслуг — при регистрации на него придет смс-код для активации.
- Дополнительное подтверждение с помощью загранпаспорта или биометрии.
Сертификат УНЭП можно получить во время регистрации в МП «Госключ». Для это надо:
- Скачать МП«Госключ»в RuStore, App Store, Google Play, AppGallery.
- Зарегистрироваться и принять правила сервиса.
- Оформить сертификат УНЭП, следуя экранным подсказкам.
Подписывают документы через специальный сервис.
Для ИП
Юрлица и ИП могут оформить НЭП в УЦ или посредством специальных сервисов вроде Nopaper или LightDoc. Сертификат ключа здесь необязателен, если имеются способы другого подтверждения.
Для юридического лица
Предприятия со статусом юрлица оформляют НЭП аналогично ИП.
21.07.2023 г. Госдума в 3-м чтении приняла законопроект № 216859-8 (поправки в ФЗ-63). Проект, после его начала действия в качестве закона, позволит получать неквалифицированный сертификат посредством действующей НЭП этого же УЦ или НЭП Госключа.
***
По мнению экспертов, НЭП, при должном подходе к эксплуатации и выпуску, может обеспечить сопоставимый с КЭП уровень защиты в определенных вариациях применения при меньших издержках. Возможность получения неквалифицированного сертификата с помощью действующей НЭП того же УЦ или НЭП МП «Госключа» поможет предприятиям уменьшить траты, упростить процедуры выдачи сертификатов для действующих и новых сотрудников компании, обеспечить непрерывность электронного документооборота.