Маркировка алкогольной продукции

19.07.2021
0
Команда СП

Контрафактный алкоголь опасен тем, что жизни и здоровью употребившего его человека может быть причинен непоправимый вред, вплоть до летального исхода. Освобождение рынка от нелегальной алкогольной продукции – задача, для решения которой была создана система ЕГАИС, содержащая сведения обо всем алкоголе (за отдельными исключениями), реализуемом на территории России.

Маркировка в системе ЕГАИС: как это работает

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) – это система учета алкогольной продукции, которая позволяет отследить передвижение каждой бутылки алкоголя от производителя до конечного потребителя.

Участники системы ЕГАИС – это:

  • производители – регистрируют коды на новую продукцию и загружают их в систему;
  • оптовые поставщики – фиксируют закупку и перепродажу товара;
  • розничные продавцы – фиксируют закупку и розничную продажу товара;
  • учреждения общепита – фиксируют закупку и реализацию товара клиентам.

Обязательной является маркировка вина, шампанского, крепких спиртных напитков – водки, коньяка и пр.

Маркировке в ЕГАИС не подлежит (п. 19 ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ):

  • продукция, предназначенная для экспорта;
  • импортная продукция, не предназначенная для продажи или ввозимая на территорию России транзитом;
  • продукция, подлежащая реализации в магазинах «дьюти фри» (беспошлинной торговли);
  • пиво, пивные напитки, медовуха, сидр, пуаре.

С 2021 года маркировка алкоголя в системе ЕГАИС предполагает нанесение на каждую бутылку федеральной специальной марки (ФСМ). ФСМ – это носитель двухмерного штрих-кода, содержащего информацию о продукции. Обязанность по получению ФСМ возникает у производителей и у импортеров, ввозящих алкоголь на территорию России из-за границы, в т.ч. из стран ЕАЭС (п. 1 ст. 12 закона № 171-ФЗ).

Алкоголь, ввезенный в Россию до 2021 года, ФСМ не промаркирован – легальность импорта такой продукции подтверждается акцизной маркой. Повторная маркировка напитков в этом случае не требуется: акциз будет действовать в течение всего срока годности продукта, т.е. до момента его реализации конечному потребителю или до дня списания в качестве непроданного остатка.

Срок нанесения ФСМ на алкогольную продукцию – 9 месяцев с даты получения марок (для акцизных марок срок составлял 6 месяцев). Если они не будут использованы в этот период, их необходимо уничтожить.

Маркировка алкогольной продукции в системе «Честный знак»

Система маркировки «Честный знак» - это еще один способ очистки рынка от контрафакта и повышения качества представленной на нем продукции. «Честный знак» предполагает нанесение на каждую единицу товара двухмерного штрих-кода Data Matrix, с помощью которого потребитель может узнать информацию о производителе, стране происхождения, составе и пр.

Маркировка в системе ЕГАИС и маркировка в «Честном знаке» - совершенно разные, не связанные друг с другом процедуры. Перечень товаров, подлежащих маркировке в этих системах, также отличается.

Так, маркировка алкоголя, на который наносится ФСМ, в «Честном знаке» пока не ведется. В отношении пива и слабоалкогольных напитков с 01.04.2021 по 31.08.2022 г. проводится эксперимент – принять в нем участие могут производители и импортеры таких товаров (Постановление Правительства РФ от 17.02.2021 № 204).

Чтобы вступить в эксперимент по маркировке пива и других слабоалкогольных напитков в качестве участника рабочей группы, организации необходимо направить письмо-согласие в службу поддержки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Участие в эксперименте позволит предпринимателям:

  • заранее подготовиться к использованию системы маркировки;
  • понять, что нужно изменить в производственном процессе/процессе импорта товара;
  • внести необходимые изменения до того, как маркировка пива станет обязательным условием для его реализации.

Какое оборудование необходимо участникам системы маркировки

Участнику оборота алкогольной продукции понадобится электронная цифровая подпись – для заказа ФСМ в Росалкогольрегулировании или кода Data Matrix в ЦРПТ. Если маркировка производится в «Честном знаке» необходим специальный принтер для печати кодов на этикетках, наклейках или упаковке, а также сканер двухмерных штрих-кодов, позволяющий считывать закодированную информацию с бумажного носителя.

Ответственность за нарушение правил маркировки алкогольной продукции

За отсутствие маркировки вина и крепких алкогольных напитков в системе ЕГАИС нарушитель будет привлечен к ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа. Размер штрафа зависит от статуса нарушителя:

  • для физлиц – от 4 до 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 10 до 15 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей.

При этом предусмотрена конфискация немаркированной продукции, ставшей предметом нарушения.

Участие в эксперименте по маркировке пива и слабоалкогольных напитков в системе «Честный знак» является добровольным, поэтому никакой ответственности за несоблюдение правил маркировки кодами Data Matrix для участников товарооборота не предусмотрено. 

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий