Оборот и производство алкогольной продукции в России находятся под контролем государства. Согласно ст. 1 федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995, госрегулирование в данной сфере введено, чтобы обеспечить безопасность продаваемых крепких напитков, защитить интересы потребителей и позаботиться об экономических интересах страны. Маркировка алкогольной продукции преследует еще одну цель – повысить собираемость налогов, контролируя через ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему) продажу каждой единицы продукта.
Нормативное регулирование маркировки алкоголя
Обязательность маркировки алкогольных напитков, ее правила, установлены следующими правовыми актами:
-
Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 01.05.2019) о госрегулировании оборота и производства алкогольной продукции – ст. 12 (общие положения), ст. 20 (отсутствие маркировки алкогольной продукции является основанием для аннулирования лицензии), и т.д.;
-
Постановлением Правительства № 785 от 21.12.2005 (ред. от 27.09.2018) с Правилами нанесения федеральных специальных марок (различаются по размеру и содержанию надписи – в зависимости от того, на какой алкогольный напиток их нужно наносить);
-
Постановлением Правительства № 866 от 31.12.2005 (ред. от 27.09.2018) – определяет, как осуществляется маркировка акцизными марками алкогольной продукции (здесь различаются по содержанию надписи – в зависимости от вида напитка и размера емкости);
-
Постановлением Правительства № 775 от 27.07.2012 (ред. от 27.09.2018) – содержит требования к образцам акцизных марок;
-
Приказом Росалкогольрегулирования № 191 от 12.07.2012 (ред. от 27.09.2018) – с образцами федеральных специальных марок разных видов.
Оборот немаркированных алкогольных напитков (если в отношении них установлена обязательная маркировка) влечет административную ответственность компании в соответствии с п. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. При обнаружении такой продукции в продаже она конфискуется, а на юридическое лицо налагается штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей. Должностные лица штрафуются на 10 000 – 15 000 руб., а граждане на 4000 – 5000 руб. Производство алкогольных напитков без марок карается меньшей суммой штрафа – от 100 000 до 150 000 рублей для юрлиц, тоже с конфискацией продукции, для должностных лиц штраф – 10-15 тыс. руб. (п. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).
Алкогольная продукция, подлежащая маркировке
Акцизами маркируется алкогольная продукция, ввозимая на территорию России из иностранных государств (п. 2 ст. 12 закона № 171-ФЗ). При перемещении товаров через границу РФ импортер приобретает акцизные марки на таможне. Они не требуются, если алкогольные напитки:
-
ввозятся в Российскую Федерацию в качестве припасов;
-
помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли - на емкостях с алкоголем должна быть предупреждающая этикетка: «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли»;
-
перемещаются через российскую границу в транзитном порядке, то есть, затем отправляются в другую страну.
Читайте также: Особенности таможенного оформления подакцизных товаров
Если крепкие напитки произведены в России, производится маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками. Их выдача осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (п.5.3.3 Положения о Росалкогольрегулировании, утв. Правительственным Постановлением № 154 от 24.02.2009).
Обязательной маркировке (спецмарками или акцизами) подлежат все ввозимые и производимые алкогольные товары, за исключением:
-
пива;
-
пивных напитков;
-
яблочного сидра;
-
грушевого сидра (пуаре);
-
медовухи;
-
экспортной продукции.
Стоимость специальных марок и акцизов одинакова, она составляет 1690 рублей за 1000 штук наклеек без НДС (Правительственное Постановление № 1140 от 27.09.2018).
Правила маркировки алкогольной продукции
Акцизные и специальные федеральные марки выдаются уполномоченными ведомствами по заявлению заинтересованного лица, к которому прилагается пакет документов. Их полный перечень, не подлежащий расширению, указан в п. 2.1-2.4 ст.12 закона № 171-ФЗ. В частности, от заявителя потребуется:
-
лицензия – на осуществление деятельности по производству / обороту алкогольной продукции;
-
отчет об использовании ранее выданных марок;
-
справка об отсутствии задолженности по налогам;
-
расчет, обосновывающий требуемое количество марок, и т.д.
Оба вида марок содержат закодированные графические данные - используется двухмерный штриховой код, в который включен идентификатор продукта в ЕГАИС. Он позволяет идентифицировать не только отдельную единицу алкогольного напитка, но и марку. На ней указываются и другие сведения о товаре: вид и наименование алкогольной продукции, страна ее происхождения, сколько содержится этилового спирта и т.п.
При изготовлении и нанесении марок должна исключаться возможность их подделать или повторно использовать. За подлинность и правильное нанесение акцизных и федеральных специальных марок отвечает собственник алкогольной продукции.
Обязательная маркировка алкогольной продукции в 2019 году в системе «Честный знак» не требуется. Хотя на практике это позволило бы обойтись без бумажных носителей, проставляя код непосредственно на тару. Сейчас на сайте «Честный знак» размещена информация, что в ближайшее время производители пива смогут маркировать свою продукцию через эту систему добровольно – в экспериментальном режиме.
Читайте также: Обязательная маркировка – перечень товаров
В апреле 2019 г. Минфин предложил законопроект о внесении поправок в закон № 171-ФЗ, которым предполагалось отказаться от акцизных марок с марта 2020 г. и упростить процедуру получения федеральных спецмарок, изменив срок их действия, но пройдя публичные слушания, данный проект был отклонен на этапе оценки регулирующего воздействия.