На сегодняшний день в экономической теории не существует общепринятого определения понятия контроллинга. В самом общем смысле можно сказать, что контроллинг на предприятии – это комплексная система поддержки принятия управленческих решений. Рассмотрим, что из себя представляет контроллинг, как инструмент управления предприятием.
Концепция контроллинга
Сущность контроллинга заключается в комплексном подходе к управлению предприятием. Задачи контроллинга – такие же, как и у любой системы управления бизнесом - обеспечение максимально эффективного функционирования предприятия. Это одновременно и подход к управлению, и набор методик, позволяющих реализовать принципы контроллинга:
- Движение. Залогом длительного и успешного существования организации является ее рост и развитие. Имеется в виду не только увеличение объемов производства или продаж, но и постоянное внедрение инновационных подходов.
- Своевременность. Информация должна быть получена оперативно и все управленческие решения приняты и реализованы в нужный срок.
- Стратегический подход. Принятие всех решений должно быть согласовано с основными целями, на достижение которых ориентировано предприятие.
- Документальное оформление. Для эффективного управления и контроля все принятые решения и отчеты об их выполнении должны быть документированы.
Система контроллинга при правильной организации охватывает все бизнес-процессы на предприятии.
Методы контроллинга можно разделить на две группы. Первая из них объединяет «общенаучные» методы, которые применяются во многих дисциплинах, не обязательно связанных с экономикой. Это такие методы, как анализ, синтез, моделирование, аналогия, индукция, дедукция и т.п.
Вторая группа методов более специфична и зависит от вида контроллинга, т.е. от того, к какому конкретно бизнес-процессу применяется данный управленческий подход.
Виды контроллинга
Структура контроллинга включает в себя несколько основных видов:
Стратегический контроллинг. В данном случае используются методы, направленные на управление базовыми параметрами, описывающими деятельность компании: разработка сценариев развития на длительный срок, регламентация бизнес-процессов, стратегический анализ отрасли и рынков сбыта и т.п.
Оперативный контроллинг. Он включает в себя управление текущей деятельностью предприятия по следующим основным направлениям:
- Производство – определение оптимальной загрузки оборудования.
- Маркетинг – ценообразование, объем заказа, оперативный анализ рынков.
- Закупки и логистика. Здесь используется планирование потребности в материалах, определение оптимального размера партии, ABC-анализ контрагентов.
Финансовый контроллинг. В данном случае применяются различные методы экономического анализа – изучение структуры затрат, расчет рентабельности, анализ финансовой устойчивости, ликвидности и т.п.
Кадровый контроллинг (контроллинг персонала) – это подсистема, в рамках которой изучается кадровая структура, движение персонала, затраты на оплату труда и социальные нужды, эффективность работы сотрудников.
Функции контроллинга
С помощью перечисленных методов контроллинга реализуются его основные функции:
- Постановка целей, т.е. определение количественных показателей, на которые должно ориентироваться предприятие.
- Формирование системы сбора информации, т.к. управление невозможно без своевременного получения полноценных и достоверных данных о деятельности компании.
- Планирование и оперативный учет. Цели, поставленные на предыдущем этапе, конкретизируются и увязываются с имеющимися ресурсами. Затем производится сбор фактической информации в сопоставлении с плановой.
- Анализ отклонений и корректирующие действия. По результатам отчетного периода рассматриваются отклонения между плановыми и фактическими данными. Затем принимаются решения о том, что необходимо изменить для достижения плановых показателей.
Вывод
Контроллинг – это система управления, позволяющая менеджменту компании эффективно контролировать бизнес-процессы и добиваться поставленных целей. Для достижения наилучшего результата данная система должна используется при управлении всеми направлениями деятельности предприятия. Цели контроллинга достигаются с помощью использования его методов, которые делятся на общие и специфические, зависящие от конкретного бизнес-процесса.