Кадастр отходов создан с целью сбора и анализа сведений о составе мусора, который накапливается в результате осуществления деятельности субъектов хозяйствования. Порядок ведения кадастра регулируется п. 3 ст. 20 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В РФ существуют следующие кадастры отходов:
-
федеральный кадастр (включая Федеральный классификационный каталог отходов – ФККО);
-
региональные кадастры.
Федеральный кадастр ведется в порядке, утв. Приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 № 792. За ведение региональных кадастров отходов отвечают органы исполнительной власти субъектов РФ. К примеру, в Московской области ведение кадастра отходов относится к компетенции областного министерства экологии и природопользования (распоряжение Минэкологии МО от 25 января 2016 г. № 41-РМ).
Отчет в кадастр отходов
Отчет в кадастр отходов предназначен для учета сведений об образовании, использовании, утилизации, переработке, размещении отходов в регионе. На основании полученных данных систематизируется информация о различных видах мусора в реестрах отходов, планируются природоохранные мероприятия и подготавливаются проекты в сфере охраны окружающей среды.
Отчет подается в территориальные отделения Росприроднадзора всеми компаниями и ИП, при деятельности которых образуются отходы. Обычно отчеты передаются хозсубъектами в соответствующее территориальное ведомство в электронном формате, но в некоторых случаях возможна сдача на бумаге. Заполнить и отправить отчет можно на сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ (к примеру, организации и ИП, осуществляющие деятельность в Москве и Московской области, могут сделать это на специальном сайте системы сбора данных).
На основании отчетов в кадастр отходов, полученных от ИП и компаний региона, территориальными отделениями разрабатываются и направляются в Росприроднадзор реестры видов отходов, которые предлагается включить в ФККО.
Кто обязан подавать отчет в кадастр отходов?
Как уже было сказано, каждый регион РФ имеет право самостоятельно разрабатывать порядок сдачи отчетов и утверждать перечень субъектов, которые обязаны его подавать. В большинстве российских регионов отчет в региональный кадастр отходов должны подавать все организации и ИП, образующие отходы в ходе своей деятельности, а также субъекты, деятельность которых связана с обращением с отходами производства и потребления. Обязанность по сдаче кадастра отходов (отчетов) возложена на организации и ИП, которые осуществляют:
-
сбор и накопление отходов;
-
транспортировку, захоронение и утилизацию мусора;
-
вторичную переработку мусора.
Напомним, что помимо отчета для регионального кадастра, указанные субъекты ежегодно до 1 февраля сдают в отделение Росприроднадзора по месту своего нахождения форму статистического наблюдения № 2-ТП (отходы).
Сроки сдачи отчета в кадастр отходов
Конкретный срок сдачи кадастра отходов (точнее, отчетов по нему) определяют местные органы власти. В большинстве регионов его необходимо подавать ежегодно, но может предусматриваться и ежеквартальная периодичность. Руководству субъектов хозяйствования в первую очередь следует ориентироваться на постановления местных законодательных органов, именно в них должен быть приведен порядок предоставления сведений в контролирующие органы. Так, приказ «О порядке ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области» от 23.03.2018, предписывает предоставлять информацию об образующихся отходах в срок до 20 апреля следующего за отчетным года. В такой же срок подают отчетность в Московской области.
За несвоевременную сдачу отчета организациям и ИП придется уплачивать крупные штрафы. К примеру, в Ленинградской области размер штрафа для юридических лиц достигает 250 тыс. руб., а для ИП - 50 тыс. руб.
Если документ подается в электронной форме, дата сдачи фиксируется в системе. При отправлении отчета почтой России датой сдачи будет считаться дата отправки.
Форма отчета в кадастр отходов
Унифицированная форма кадастра отходов, единая для всех регионов России, не утверждалась. Каждый субъект РФ самостоятельно разрабатывает и утверждает форму отчета.
В отчете обычно указывают сведения:
-
об отчитывающемся субъекте;
-
об организациях, которым передаются отходы;
-
о движении отходов и местах их размещения;
-
фактические объемы образующихся отходов и пр.
Зачастую в состав отчета входят такие разделы:
-
Расчет стоимости размещения отходов.
-
Документ, в котором будет содержаться информация о том, что в отчетном периоде субъект хозяйствования не вносил изменения в производственный процесс.
-
Утвержденные нормы и лимиты.
-
Сведения о лицензиях на обращение с отходами и т.д.
Узнать подробные сведения об отчете в кадастр отходов, скачать бланки, уточнить сроки его предоставления можно в территориальных представительствах Минэкологии и на их официальных веб-ресурсах.
В качестве примера приводим кадастровую форму отчета об образованных отходах, представляемую предприятиями и ИП Московской области (утв. распоряжением Минэкологии области от 25.01. 2016 № 41-РМ).