Побочный продукт производства: что это?
Законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ с 1 марта 2024 года вводится в действие новая ст. 51.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, содержащая требования при обращении предприятия с побочными продуктами производства. Под таковым законодатель понимает вещества либо предметы, которые одновременно соответствуют следующим признакам:
- формируются в процессе выпуска основной продукции (выполнения работ, услуг), но при этом не являются целью такого выпуска;
- являются пригодными в качестве сырья на производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.
В отношении побочного продукта не предусматривается начисление платы за НВОС. На основании указанных признаков такого продукта устанавливается, что он не является отходом производства — в отношении которого плата за НВОС по законодательству вносится. Хозяйствующие субъекты самостоятельно относят вещества (предметы) к побочным продуктам производства — классифицируя их при этом отдельно от отходов производства, а также ведут их учет, обособляя от основной продукции (п. 1, 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 01.03.2024 год).
Как учитывать возвратные отходы производства в бухгалтерском учете, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Правительство в ближайшее время должно определить перечень веществ (предметов), которые нельзя относить к побочным продуктам (п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ в соответствующей редакции). В случае, если вещество (предмет) не будет отражено в данном перечне, то у предприятия появится практическая необходимость определить, к чему оно относится — к продукту побочного производства или к отходам.
Побочные продукты признаются отходами производства в случаях, перечисленных в п. 8 новой ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. А именно, если:
- побочный продукт размещен на объекте расположения отходов;
- побочный продукт не использован на собственном производстве или же передан сторонним лицам - в качестве сырья либо продукции, по истечении 3 лет после момента отнесения вещества (предмета) к побочным продуктам.
Датой отнесения побочного продукта к отходам признается наиболее ранняя из дат наступления событий, указанных выше (п. 9 новой ст. 51.1 Закона № 54-ФЗ).
Побочные продукты: новые платежи в бюджет
В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2024 года.
Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.
Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2024 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:
- объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
- объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).
Можно говорить о том, что наличие четких критериев отнесения продуктов к отходам снизит вероятность неправомерного признания Росприроднадзором предметов (веществ), которые образуются на предприятиях, отходами, подлежащими обложению платой за НВОС.
Побочные продукты производства: новая отчетность
Фабрики в соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФЗ разрабатывают программы производственного экологического контроля, осуществляют такой контроль, а также сдают в Росприроднадзор отчет о его проведении. Как следует из п. 4 новой ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, в обоих документах — программе и отчете, предстоит фиксировать сведения:
- о разновидностях побочных продуктов производства;
- об объемах, датах образования таких продуктов;
- о планируемых сроках использования продуктов в производстве, о передаче продуктов сторонним лицам (как и о результатах их использования либо передачи на сторону).
Указанные обязанности — в части формирования программы и составления отчетности, подлежат выполнению только теми ИП и юрлицами, в результате деятельности которых образовались побочные продукты.
Важно! В случае, если вещество (предмет) учтено в качестве побочного продукта производства до 01.03.2024 года, то данный продукт не требуется отражать в программе и отчетности, как и признавать в каких-либо случаях отходами производства.