Новый платеж за НВОС в 2025 году: порядок начисления

11.06.2025
0
Экологическое законодательство с 1 марта 2024 года оперирует новым термином - «побочный продукт производства». В определенных случаях использование такого продукта на производстве будет сопровождаться увеличением размера платежей за НВОС. Рассмотрим особенности выполнения данного требования, а также других нововведений в 2025 году.

Побочный продукт производства: что это?

Законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ с 1 марта 2024 года вводится в действие новая ст. 51.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, содержащая требования при обращении предприятия с побочными продуктами производства. Под таковым законодатель понимает вещества либо предметы, которые одновременно соответствуют следующим признакам:

  • формируются в процессе выпуска основной продукции (выполнения работ, услуг), но при этом не являются целью такого выпуска;
  • являются пригодными в качестве сырья на производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.

В отношении побочного продукта не предусматривается начисление платы за НВОС. На основании указанных признаков такого продукта устанавливается, что он не является отходом производства — в отношении которого плата за НВОС по законодательству вносится. Хозяйствующие субъекты самостоятельно относят вещества (предметы) к побочным продуктам производства — классифицируя их при этом отдельно от отходов производства, а также ведут их учет, обособляя от основной продукции (п. 1, 3 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ).

Как учитывать возвратные отходы производства в бухгалтерском учете, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Распоряжением Правительства России от 27.12.2022 № 4249-р определен перечень веществ (предметов), которые нельзя относить к побочным продуктам (п. 10 ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ в соответствующей редакции). В случае, если вещество (предмет) не отражено в данном перечне, то у предприятия появится практическая необходимость определить, к чему оно относится — к продукту побочного производства или к отходам.

Побочные продукты признаются отходами производства в случаях, перечисленных в п. 8 новой ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ. А именно, если:

  • побочный продукт размещен на объекте расположения отходов;
  • побочный продукт не использован на собственном производстве или же передан сторонним лицам - в качестве сырья либо продукции, по истечении 3 лет после момента отнесения вещества (предмета) к побочным продуктам.

Датой отнесения побочного продукта к отходам признается наиболее ранняя из дат наступления событий, указанных выше (п. 9 новой ст. 51.1 Закона № 54-ФЗ).

Важно! Законом от 26.12.2024 № 497-ФЗ вводится правило, по которому с 1 сентября 2025 года утилизация ТКО региональными операторами может осуществляться через производство искусственных грунтов из органической части ТКО. В случае, если такой грунт размещен на объектах размещения отходов либо не использован в качестве сырья в течение 3 лет с момента его производства — такой грунт признается отходом (п. 5 ст. 17.2 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред., вступающей в силу с 01.09.2025):

  • с момента размещения на объекте размещения;
  • по истечении 3 лет с момента производства.

В отношении грунта, признанного отходом, необходимо будет вносить плату за НВОС. При этом, плательщиками могут считаться организации, которые произвели грунт либо получили.

Как следует из проекта внесения изменений (в случае принятия вступит в силу с 01.09.2025 года) в постановление Правительства России от 31.05.2023 № 881, при расчете платы за НВОС в этом случае будет использоваться коэффициент 25:

  • при отсутствии утвержденных лимитов на размещение;
  • либо при превышении объема (массы) отходов, отраженных в декларации о воздействии на окружающую среду либо в отчетах об образовании (утилизации, размещении, обезвреживании) отходов.

Также нужно учитывать, что плата за НВОС будет перечисляться по месту расположения объекта размещения отходов, где размещены грунты, а также объекта, где производилось размещение грунтов на момент, когда они признаны отходами.

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо было произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производились. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2024 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Можно говорить о том, что наличие четких критериев отнесения продуктов к отходам снизит вероятность неправомерного признания Росприроднадзором предметов (веществ), которые образуются на предприятиях, отходами, подлежащими обложению платой за НВОС.

Побочные продукты производства: новая отчетность

Фабрики в соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФЗ разрабатывают программы производственного экологического контроля, осуществляют такой контроль, а также сдают в Росприроднадзор отчет о его проведении. Как следует из п. 4 новой ст. 51.1 Закона № 7-ФЗ, в обоих документах — программе и отчете, предстоит фиксировать сведения:

  • о разновидностях побочных продуктов производства;
  • об объемах, датах образования таких продуктов;
  • о планируемых сроках использования продуктов в производстве, о передаче продуктов сторонним лицам (как и о результатах их использования либо передачи на сторону).

Указанные обязанности — в части формирования программы и составления отчетности, подлежат выполнению только теми ИП и юрлицами, в результате деятельности которых образовались побочные продукты.

Важно! В случае, если вещество (предмет) было учтено в качестве побочного продукта производства до 01.03.2024 года, то данный продукт не требуется отражать в программе и отчетности, как и признавать в каких-либо случаях отходами производства.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы прочитали экспертную статью
Здесь пишут статьи только профессионалы - юристы, бухгалтеры, налоговые консультанты. ИИ не используется.
Хотите стать автором проекта "Современный предприниматель"?
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Экологические платежи
Оставить комментарий