Инвентаризация расходов будущих периодов

07.11.2022
0
Инвентаризация расходов будущих периодов (РБП) — это проверка соответствия оборотов и остатков по счету 97 с данными первичных документов при принятии расходов к учету и их последующем списании. Как часто происходит инвентаризация, порядок ее проведения, как оформляются результаты инвентаризации — рассмотрим все подробно в нашей статье.

Задачи и сроки проведения инвентаризации РБП

Расходы будущих периодов, как и доходы предстоящих периодов, являются активами, пусть и невещественными, и при их инвентаризации применяют Методические указания, утвержденные приказом Минфина № 49 от 13.06.1995. Обязанность проведения инвентаризации доходов и расходов будущих периодов регламентирована статьей 11 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011.

Основная задача инвентаризации расходов будущих периодов — проверить обоснованность отнесения тех или иных видов расходов к РБП и правильность расчета срока их списания. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в том, что расходы списываются на текущую себестоимость правильно и своевременно. От точности учета РБП зависит определение финансовых результатов.

Инвентаризацию расходов будущих периодов проводят в рамках ежегодной инвентаризации всего имущества и обязательств фирмы перед составлением годовой отчетности, в соответствии со ст.11 закона № 402-ФЗ и п. 27 Положения по бухучету и отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34. Если сальдо на 97 счете большое, инвентаризация просто обязательна: когда расход имеет существенную величину, о нем нужно непременно упомянуть в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Что относится к расходам будущих периодов

Расходы будущих периодов относят к отложенным расходам вместе с капитальными вложениями и инвестициями. В состав РБП включают все затраты организации, понесенные ею в отчетном периоде с целью получения доходов в будущем времени. Расходами в текущем периоде РБП не признаются, т. к. они непосредственно относятся к последующим периодам. Поэтому они рассматриваются как активы и отражаются в бухгалтерском балансе отчетного периода по строке «Запасы», или как отдельная группа статей в Разделе II «Оборотные активы».

РБП — расходы, без которых получение дохода в будущем невозможно или затруднительно. Эти отложенные расходы будут включены в состав текущих затрат организации равномерными частями в последующие месяцы.

Перед проведением инвентаризации нужно точно понимать, что должно отражаться по счету 97. К расходам будущих периодов относят затраты на:

  • долгосрочный ремонт основных средств, недвижимости и оборудования;

  • горно-подготовительные работы;

  • подготовительные работы для производства при сезонном выполнении таких работ;

  • освоение новых технических установок, агрегатов и аппаратов;

  • природоохранные работы, в том числе рекультивация земельных участков;

  • неисключительные права на компьютерные программы по лицензионному или сублицензионному договору;

  • модернизацию и разработку программ, до того как работы будут окончательно завершены;

  • расходы на сертификацию;

  • затраты на рекламу;

  • приобретение лицензий.

Список РБП не является закрытым. Кроме того, отдельные расходы будущих периодов можно включать в затраты единовременно: так, у Минфина, налоговиков и судебных органов по некоторым позициям высказаны противоположные точки зрения - это касается расходов на сертификацию, лицензии и рекламу.

Что не является РБП

Несмотря на наличие спорных моментов в законодательстве при отражении РБП в учете, существуют виды расходов, которые не могут быть включены в РБП, хотя на первый взгляд, казалось бы, должны к ним относиться.

Это все виды авансов поставщикам, например:

  • за периодические издания: подписку на журналы, газеты, информационно-техническое сопровождение (включение их в РБП - частая ошибка бухгалтеров);

  • размещение рекламы в СМИ;

  • годовой абонемент за консультационные услуги;

  • плата за доступ в интернет и мобильную связь;

  • предоплата за аренду офиса и другой недвижимости (бывает так, что арендодатель просит предоплату на квартал или даже год вперед).

Во всех этих случаях имеет место предоплата, которую всегда в любой момент можно затребовать обратно, и тем самым расход фактически не будет осуществлен. Все авансы закрываются поступающими в будущих периодах актами.

РБП же — это такие услуги и работы, которые в настоящем периоде уже получены и потреблены, только их стоимость невозможно списать в текущем периоде, т.к. это будет нарушением бухгалтерского и налогового законодательства. В этом их принципиальное отличие от авансов.

К РБП также не относятся расходы на страхование, периодические платежи роялти при договорах концессии, платежи на участие в СРО для аудиторов и строителей - они списываются единовременно.

Порядок проведения инвентаризации РБП

Бланк по теме: Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-11 Посмотреть Скачать

Перед началом проверки создается инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются, как правило, работники бухгалтерии и управляющий персонал. Проведении инвентаризации утверждается соответствующим приказом руководителя компании.

Комиссия с учетом норм законодательства и положений учетной политики компании проверяет правомерность отнесения понесенных расходов к составу РБП, определяет первоначальную сумму, указанную в соответствующем распорядительном документе (расчете) при принятии активов, услуг или работ к учету.

Проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на эти активы. Определяется первоначальная стоимость активов по документам и ее отражение в бухгалтерском учете.

Определяется остаток на 97 счете на дату проведения инвентаризации РБП, обороты и остатки из данных учета сверяются с бухгалтерскими справками на списание расходов.

Результаты проверки вносятся в Акт инвентаризации расходов будущих периодов унифицированной формы ИНВ-11 (утв. постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88):

  • В строки акта вносится наименование каждого вида расхода, а в графах 4 – 7 отражают первоначальную сумму РБП, дату возникновения и срок погашения расходов, расчетную сумму к списанию.

  • Сумма списанных РПБ и остаток по счету 97 «Расходы будущих периодов» на начало проверки отражается в графах 8 и 9 акта ИНВ-11.

  • Графы 10-13 заполняются расчетным путем, определяется сумма РБП, подлежащих списанию за месяц и с начала года.

  • Графы 9 и 13 сопоставляются, и на их основании заполняются графы 14-15 о наличии недосписанных или излишне списанных расходов.

Инвентаризационный акт заверяется подписями всех членов комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию компании, другой остается у комиссии в составе инвентаризационных документов.

По результатам инвентаризации руководитель принимает решение о списании РБП, если были выявлены неучтенные расходы, или о восстановлении расходов будущих периодов, списанных необоснованно.

Какими документами оформляют инвентаризацию расходов будущих периодов и ее результаты, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Для учета результатов инвентаризации РБП предприятие может разработать и собственную форму акта, в которой должны присутствовать все обязательные реквизиты документа.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий