Инвентаризация расходов будущих периодов

09.11.2023
0
Инвентаризация расходов будущих периодов (РБП) — это проверка соответствия оборотов и остатков по счету 97 с данными первичных документов при принятии расходов к учету и их последующем списании. Каков порядок проведения инвентаризации и каким актом оформляются ее результаты, рассмотрим подробно в нашей статье.

Задачи и сроки проведения инвентаризации РБП

Расходы будущих периодов — это расходы, осуществленные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. При их инвентаризации применяют Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 13.06.1995 № 49. Указанный приказ Минфина от 13.06.1995 № 49 утрачивает силу с 01.04.2025 в связи с изданием приказа Минфина РФ от 27.04.2023 № 189.

Обязанность проведения инвентаризации доходов и расходов будущих периодов регламентирована ст. 11 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Основная задача инвентаризации расходов будущих периодов — это проверка обоснованности отнесения тех или иных видов расходов к РБП (на счет 97) и правильность расчета срока их списания на счета затрат.

Инвентаризационная комиссия по документам определяет сумму, подлежащую отражению на счете 97 и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока. От точности учета РБП зависит определение финансовых результатов.

Инвентаризацию расходов будущих периодов проводят в рамках ежегодной инвентаризации имущества (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года) и обязательств организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Это делается в соответствии со ст. 11 закона 402-ФЗ и п. 27 Положения по бухучету и отчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34.

Если величина РБП существенная, можно показать ее отдельной строкой в разд. II "Оборотные активы" и указать наименование затрат. Об этом нужно будет упомянуть в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Что относится к расходам будущих периодов

Расходы будущих периодов относят к расходам, произведенным в данном отчетном периоде, но относящимся к будущим периодам. Поэтому в бухбалансе отчетного периода их рассматривают как активы и отражают по строкам "Прочие внеоборотные активы", "Прочие Оборотные активы" в зависимости от периода их списания: до 12 месяцев или свыше 12 месяцев (п. 19 ПБУ 4/99).

Причем, РБП — это затраты, которые надо списывать постепенно, но нельзя учесть, как НМА или ОС (письмо Минфина от 12.01.2012 № 07-02-06/5). Учтенные на сч. 97 "Расходы будущих периодов" расходы списывают в Дт счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы".

В состав расходов будущих периодов включаются затраты, для которых предусмотрено равномерное списание на протяжении периода соответствующими актами НПА (п. 16 ПБУ 2/2008).

Перед проведением инвентаризации нужно понимать, что должно отражаться по счету 97. К расходам будущих периодов, в частности, относят затраты на:

  • неравномерно производимые на протяжении года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв, фонд);

  • горно-подготовительные работы;

  • подготовительные для производства работы (в связи с их сезонным характером);

  • освоение новых установок, агрегатов и производств;

  • природоохранные мероприятия, в том числе рекультивация земель.

Список РБП не является закрытым.

Что не является РБП

Существуют виды расходов, которые не могут быть включены в РБП. Например, это авансы (задаток) в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 07-02-06/5). Например, это могут быть авансы за:

  • подписку на журналы, газеты, информационно-техническое сопровождение;

  • размещение рекламы в СМИ;

  • годовой абонемент за консультационные услуги;

  • доступ в интернет и мобильную связь;

  • аренду офиса и другой недвижимости.

В письме Минфина России от 12.01.2012 № 07-02-06/5 разъяснено, что в случае, если затраты, осуществленные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным НПА по бухучету, то они отражаются в бухбалансе в составе этого актива и подлежат списанию. В противном случае, указанные затраты отражаются в бухбалансе, как расходы будущих периодов.

 Так, оплата за подписку, интернет или аренду не признаются расходами будущих периодов, потому что:

  1. Приведенные услуги еще не оказаны.
  2. Нет уверенности в том, что в результате оказания услуги произойдет уменьшение экономической выгоды организации.

Например, партнер может вернуть деньги, услуги могут быть не оказаны или возможны судебные разбирательства. Поэтому авансы за интернет, аренду, подписку и иные подобные платежи отражаются на счете 60, как дебиторская задолженность.

Порядок проведения инвентаризации РБП

Бланк по теме: Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-11 Посмотреть Скачать

Перед началом проверки создается инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются, как правило, работники бухгалтерии и представители администрации организации. Порядок проведения инвентаризации утверждается соответствующим приказом руководителя компании.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии (заместитель руководителя организации или главный бухгалтер) визирует приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), следующей записью "до инвентаризации на "___" (дата)". Данное визирование является для бухгалтерии основанием для установления остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации вся расходная и приходная документация на имущество сдана в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такие же расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Комиссия, с учетом норм законодательства и положений учетной политики компании, проверяет правомерность отнесения понесенных расходов к составу РБП. При инвентаризации сверяют обороты и остатки по счету 97 с первичными документами.

Результаты инвентаризации вносятся в Акт инвентаризации расходов будущих периодов по форме ИНВ-11, установленной постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88. В графах акта указываются:

  • в графе 2,3 — наименование каждого вида расхода (наименование и код);

  • в гр. 4 – 7 — первоначальная сумма РБП, дата возникновения и срок погашения расходов, расчетная сумма к списанию;

  • в гр. 8-9 — сумма списанных РПБ до начала инвентаризации и остаток по счету 97 на начало проверки;

  • в гр. 10 — количество месяцев с даты возникновения расходов;

  • в гр. 11-12 — сумма, подлежащая списанию на себестоимость продукции (за месяц и с начала года);
  • в гр. 13 — расчетный остаток расходов, подлежащий погашению в будущем периоде;
  • в гр 14-15 — результаты инвентаризации (подлежит досписанию или излишне списано).

Инвентаризационный акт заверяется подписями председателя комиссии, всех членов комиссии, материально ответственного лица и того лица, кто проверил указанные в данном акте данные и расчеты. Один экземпляр передается в бухгалтерию компании, а другой — остается у комиссии в составе инвентаризационных документов.

По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии принимает решение о досписании РБП или о восстановлении расходов будущих периодов, излишне списанных.

Какими документами оформляют инвентаризацию расходов будущих периодов и ее результаты, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Для учета результатов инвентаризации РБП предприятие может разработать и собственную форму акта, в которой должны присутствовать установленные ч. 2 ст. 9 закона РФ № 402-ФЗ реквизиты. Такое возможно в соответствии с информацией Минфина РФ № ПЗ-10/2012.

Казенные учреждения и органы власти оформляют Акт о результатах инвентаризации по форме ОКУД 0504835.

По итогам инвентаризации расходов будущих периодов (РБП) оформляется приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Итоги

Инвентаризация расходов будущих периодов (РБП) — это проверка соответствия оборотов и остатков по счету 97 с данными первичных документов. Порядок оформления результатов  и проведения инвентаризации приведен выше в статье.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий