Инвентаризация отходов производства и потребления

08.12.2023
0
Инвентаризация отходов производства и потребления — это систематизация данных о распределении источников возникновения отходов на территории предприятия, о составе отходов и об их отнесении к определенному классу опасности. Что необходимо учитывать при проведении данной проверки, рассказано ниже в статье.

Что представляет собой инвентаризация отходов производства и потребления

Инвентаризация отходов производства и потребления, образец документального оформления ее результатов и правила мониторинга объектов размещения отходов прописаны:

  1. Законом РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Законом РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  3. Приказом Минприроды РФ "Об утверждении Правил инвентаризации" от 25.02.2010 № 49 (далее — приказом 49).

Инвентаризацию отходов осуществляют в обязательном порядке для фиксирования источников их возникновения на предприятии, качественного и количественного состава отходов и отнесения их к соответствующему классу опасности.

Данную инвентаризацию проводят юрлица и ИП, эксплуатирующие объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

К отходам производства и потребления относятся вещества (предметы), образованные при производстве (выполнении работ, оказании услуг) или в процессе потребления. Причем, они удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. К таким отходам не относится донный грунт и вскрышные и вмещающие горные породы.

Отходами производства и потребления, например, могут быть:

  • отходы производства продукты питания (блюд);
  • бракованные изделия;
  • отходы производства цветных металлов;
  • датчики (аккумуляторы), утратившие потребительские свойства
  • отработанные автомобильные шины;
  • отходы производства лаков, красок.

Все виды отходов производства и потребления, учитываемые при инвентаризации, приведены в приказе Росприроднадзора "Об утверждении ФККО" от 22.05.2017 № 242.

Правила инвентаризации объектов размещения отходов, установленные приказом 49, не распространяются на:

  1. Выведенные из эксплуатации объекты размещения отходов (в том числе законсервированные или рекультивированные).
  2. Объекты захоронения отходов, возведенные на территориях, использование которых в данных целях запрещено российским законодательством.
  3. Скотомогильники.
  4. Специальные объекты размещения радиоактивных отходов.

Что не относится к отходам производства, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

 

Инвентаризация отходов — правила и этапы

Инвентаризационные мероприятия проводятся для устранения негативного воздействия на природные объекты и минимизации риска наложения штрафа на предприятие (ИП). По правилам, закрепленным приказом 49, инвентаризация должна проводиться с периодичностью 1 раз в 5 лет или чаще (п. 4 Правил из приказа 49). Во время выполнения данной проверки собирается и систематизируется вся информация об объектах размещения отходов. На основании собранных данных на каждый объект составляется соответствующая характеристика.

Образец оформления характеристики объекта размещения отхода можно посмотреть здесь. Скачать ее бланк следует тут.

Проведение инвентаризации отходов осуществляется в такой последовательности:

  1. Руководитель издает приказ о проведении инвентаризации, являющийся основанием для начала проверки. В документе, в частности, прописывается состав комиссии, период проверки, дата составления.
  2. Инвентаризационные мероприятия — на этом этапе изучается проектная документация, касающаяся строительства объектов размещения отходов, данные обследований (натурных, инструментальных и др.) таких объектов и фондовые материалы. Также, в этом случае уточняется объем отходов. Обнаруженное сырье ненадлежащего качества классифицируется с привязкой к источнику образования и соответствующему виду отхода.
  3. Систематизация и обобщение сведений.
  4. Составление акта инвентаризации.
  5. Оформление приказа об утверждении итогов инвентаризации.

Если была произведена инвентаризация объектов размещения отходов,  то на каждый объект составляется соответствующая характеристика в двух экземплярах (п. 6 Правил из приказа № 49). Один из них остается на хранении у ИП (организации), эсплуатирующей инвентаризованный объект размещения отходов, а второй — направляется в качестве уведомления в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Акт инвентаризации отходов производства — образец

Акт инвентаризации отходов производства можно оформить на унифицированном бланке, утвержденном постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88, или по собственному шаблону, но с указанием реквизитов из ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В первом случае надо использовать форму ИНВ-3.

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными необходимо оформить сличительную ведомость по форме ИНВ-19.

К акту инвентаризации отходов производства предъявляется ряд требований. В нем обязательно должны быть указаны:

  • участок или иное структурное подразделение предприятия, на котором расположены выявленные отходы;
  • источник образования отхода (например, появления отбракованного сырья);
  • наименования классифицированных групп отходов с приведением их кодов — в соответствии с Классификатором ФККО из приказа 242;
  • класс опасности;
  • физико-химические свойства отходов (твердые, жидкие, газообразные);
  • норматив образования отходов;
  • количество отходов, подлежащих обезвреживанию, захоронению, использованию, — по факту и по документам;
  • места временного хранения;
  • варианты утилизации.

Данный акт подписывается председателем и членами инвентаризационной комиссии. Также, он удостоверяется подписью лица, ответственного за учет и контроль отходов производства (потребления).

Примерный бланк акта инвентаризации отходов производства можно скачать здесь, а образец заполнения — тут.

Если в результате проверке будут обнаружены расхождения между фактическими и учетными данными необходимо сформировать сличительную ведомость. Она составляется по унифицированной форме ИНВ-19 или по собственному шаблону. В документ включаются данные только по тем видам отходов, по которым обнаружены расхождения

Источник: https://www.fd.ru/articles/162346-akt-inventarizatsii-othodov-proizvodstva

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылк.

 

Если в результате проверке будут обнаружены расхождения между фактическими и учетными данными необходимо сформировать сличительную ведомость. Она составляется по унифицированной форме ИНВ-19 или по собственному шаблону. В документ включаются данные только по тем видам отходов, по которым обнаружены расхождения.

Источник: https://www.fd.ru/articles/162346-akt-inventarizatsii-othodov-proizvodstva

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссыл

Что будет, если не провести инвентаризацию объектов размещения отходов

Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на:

  • должностное лицо — в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • ИП — на сумму от 40 тыс. до 60 тыс. руб.;
  • юрлиц — в размере от 200 тыс. до 350 тыс. руб.

Итоги

При наличии объектов размещения отходов производства и потребления в обязательном порядке должна проводиться их инвентаризация. Это нужно делать 1 раз в 5 лет как минимум. Иначе организация (ИП) с такими объектами будет оштрафовано. Бланк и образец акта инвентаризации отходов производства и потребления приведены выше в статье.

Если в результате проверке будут обнаружены расхождения между фактическими и учетными данными необходимо сформировать сличительную ведомость. Она составляется по унифицированной форме ИНВ-19 или по собственному шаблону. В документ включаются данные только по тем видам отходов, по которым обнаружены расхождения.

Источник: https://www.fd.ru/articles/162346-akt-inventarizatsii-othodov-proizvodstva

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссы

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация
Оставить комментарий