Государственная регистрация некоммерческих организаций

26.01.2021
0
Команда СП

Государственная регистрация некоммерческих организаций (НКО) регулируется сразу несколькими федеральными законами. Ознакомимся с их ключевыми положениями, определяющими особенности подготовки и осуществления регистрации НКО в различных формах.

Особенности государственной регистрации некоммерческих организаций

НКО – организация, не имеющая главной своей целью получение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками. Она может быть создана в форме учреждения, общественной, религиозной организации, некоммерческого партнерства, общины коренных малочисленных народов РФ, казачьего общества, автономной НКО, благотворительного фонда и в других формах, допустимых законодательством (ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ) Некоммерческая организация как юридическое лицо, подлежит государственной регистрации. Процедуру такой регистрации регулирует Закон № 7-ФЗ с учетом положений Закона о госрегистрации юрлиц и ИП от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ГК РФ, а в некоторых случаях ряда иных нормативных актов.

Возможно учреждение вновь созданной НКО или создание ее путем реорганизации другой НКО или преобразования юридического лица иной организационно-правовой формы (п. 1 ст. 13 Закона № 7-ФЗ).

Регистрацию некоммерческих организаций осуществляет не ИФНС, а Министерство юстиции (его территориальный орган по месту обращения учредителей в ведомство). При этом внесение сведений о зарегистрированной НКО в ЕГРЮЛ осуществляет налоговая служба.

Учредителем НКО может быть дееспособный гражданин России или юрлицо, а в случаях, не запрещенных законом – иностранные граждане (п. 1, 1.1 ст. 15 Закона № 7-ФЗ). В положениях п. 1.2 ст. 15 Закона № 7-ФЗ указаны лица, которые не вправе быть учредителями НКО (иностранцы, пребывание которых в РФ признано нежелательным, экстремистские организации, лица, не соответствующие требованиям законов к учредителям НКО, и др.).

В некоторых случаях у НКО должно быть несколько учредителей. Так, если это общественная организация, то их должно быть не менее трех (ст. 123.5 ГК РФ), а ассоциация или союз должны иметь не менее двух учредителей (ст. 123.9 ГК РФ).

Порядок госрегистрации НКО

Чтобы создать новую НКО, ее учредителю (учредителям) необходимо:

1. Разработать учредительные документы в соответствии с перечнем п. 1 ст. 14 Закона № 7-ФЗ. Основные из них - устав и учредительный договор, которые должны содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ. Устав и учредительный договор НКО могут содержать не предусмотренные законом, но не противоречащие ему положения. В случае, если учреждается ассоциация или союз, в устав включают сведения об имущественных правах и обязанностях участников НКО (п. 2 ст. 123.9 ГК РФ).

2. Принять решение о создании НКО в результате ее учреждения (п. 2 ст. 13 Закона № 7-ФЗ).

Решением также утверждаются учредительные документы, подготовленные на первом этапе. Если учредителей несколько, то на практике чаще всего формируется протокол собрания учредителей (по аналогии с протоколом при учреждении ООО).

3. В течение 3-х месяцев после принятия решения о создании НКО необходимо направить в Минюст (регистрация некоммерческих организаций осуществляется региональным представителем ведомства):

  • заявление о госрегистрации по форме Р11001 (утв. Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@);
  • решение о создании НКО и утверждении учредительных документов (с указанием состава избранных органов) - в двух экземплярах;
  • учредительные документы - в трех экземплярах;
  • сведения об учредителях НКО (приведенные в свободной форме) - в двух экземплярах;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
  • данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа НКО для связи.

Регистрация некоммерческих общественных организаций и иных структур, попадающих под критерии НКО, может потребовать подготовки ряда дополнительных документов. Например - документов, подтверждающих правомочие на использование символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности (подп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ). Если в создании НКО принимают участие иностранные структуры, то им потребуется также предоставить документацию в соответствии с подп. 8 и 9 п. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ.

Направить документы в Минюст учредители могут лично либо по почте. Также можно направить их электронно через портал Госуслуги, в соответствии с инструкцией от Минюста, размещенной на сайте ведомства.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации НКО, определенных в ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ, Минюст (орган регистрации некоммерческих организаций) в течение 14 рабочих дней со дня получения вышеперечисленных документов принимает решение о государственной регистрации НКО. Также он направляет в ФНС сведения и документы для отражения данных об НКО в ЕГРЮЛ. В течение 5 дней информация о зарегистрированной НКО вносится налоговиками в ЕГРЮЛ и не позднее следующего рабочего дня об этом информируется Минюст, который в течение 3 рабочих дней выдает учредителям НКО свидетельство о государственной регистрации.

Таков общий порядок регистрации НКО. Но у него есть ряд особенностей — ознакомимся с ними подробнее.

Читайте также: Программа для подготовки документов для государственной регистрации

Регистрация некоммерческих организаций: на что обратить внимание

Устав НКО должен соответствовать требованиям законодательства. Так, в уставе автономной некоммерческой организации не должно быть предусмотрено формирования органов управления по коллегиальному принципу: только учредители автономной НКО вправе назначать генерального директора. Совет директоров или аналогичный ему орган участия в этом принимать не должен (ст. 123.25 ГК РФ).

Форма НКО должна соответствовать деятельности организации по существу. Полный перечень соответствующих форм с подробным описанием их особенностей содержит Глава II Закона № 7-ФЗ «Формы некоммерческих организаций». Следует внимательно ознакомиться с каждой из них, чтобы затем выбрать подходящую под ключевые направления деятельности НКО: это облегчит последующее получение грантов, снизит вероятность появления претензий по их расходованию со стороны грантодателей и контролирующих органов. Виды деятельности, подходящие под ту или иную форму НКО, прямо прописаны в законе: например, в случае с той же автономной организацией к ним относятся услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры, спорта.

Наименование регистрируемой НКО должно соответствовать требованиям законодательства и отражать характер деятельности организации (п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ). Если НКО – общественное объединение, то в ее наименовании должно быть обозначение территории, на которой она будет вести деятельность (ст. 28 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

Регистрировать НКО лучше в подразделении Минюста в регионе, в котором организация будет вести деятельность фактически. Это важно и с точки зрения перспектив получения финансирования - НКО, зарегистрированной в одном регионе, может быть сложно обосновать получение денежных средств из бюджета другого субъекта, в котором она фактически работает.

Читайте также: Отчетность НКО: сроки сдачи и формы отчетности

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий