Буквально маркировка означает нанесение на товар или его упаковку условных обозначений, рисунков, штрих-кодов или текста, несущих определенную информацию. Расскажем, для чего нужна и что означает маркировка, применяемая сегодня российскими товаропроизводителями, продавцами и импортерами.
Знаки маркировки товаров и их назначение
Одно из главных назначений маркировки – доведение до потребителей и иных участников товарооборота сведений о продукции, в частности:
- информация о производителе, импортере (наименование, адрес и т.д.);
- данные о составе и потребительских свойствах товара;
- пищевая и энергетическая ценность (для продуктов питания);
- правила эксплуатации, утилизации;
- условия хранения, срок годности (службы).
К товарной маркировке относятся и символы, свидетельствующие о добровольной или обязательной сертификации (знак «РСТ»), о соответствии стандартам Евросоюза (знак «CE»). Экологическая символика несет информацию о возможности вторичной переработки продукции, о безвредности изделия для окружающей среды и т.п.
На упаковку также наносят манипуляционные символы, обозначающие правила перевозки и хранения заключенного в нее товара - например, знаки «Беречь от огня», «Хрупкое», «Боится влаги».
Наносимые на товар или его упаковку знаки маркировки должны быть четкими, легко читаемыми, сохраняться на протяжении всего срока реализации товара. Требования, предъявляемые к такой маркировке, зафиксированы в различных российских и межгосударственных стандартах.
Что значит «маркировка средствами идентификации»
Другая функция маркировки – контрольно-идентифицирующая, согласно которой продавцы, покупатели и контролирующие органы могут установить соответствие товара действующим стандартам качества, безопасности, а также проследить его путь от производителя до прилавка. Для этого на каждую единицу соответствующего вида товара (упаковку, ярлык, этикетку) наносится специальная цифровая метка – контрольно-идентификационный знак (КиЗ), благодаря которому можно передавать в единую государственную информационную систему данные о движении товара от его производства до продажи. Так, на сегодня в России действует национальная система цифровой маркировки «Честный знак», где учитывается оборот табачной продукции, мехов, одежды, обуви, лекарств, парфюмерии, молочной продукции и др. товаров, подлежащих обязательной маркировке КиЗ согласно Распоряжению Правительства № 792-р от 28.04.2018.
В зависимости от вида товара к нему применяют разные способы маркирования. Так, шубы и меховые изделия маркируются радиочастотными RFID-метками, а остальные товары - двухмерными штрихкодами DataMatrix.
Что обозначает маркировка?
Код маркировки состоит из двух частей:
- кода идентификации – он определяет позицию товара в системе;
- кода проверки – генерируется единым оператором маркировки (Центром развития перспективных технологий – ЦРПТ).
Цифровые коды маркировки очень сложно подделать. Каждый код уникален, он выводится из оборота продукции после ее продажи или списания. Информация о товаре, введенная в систему, не может быть скорректирована или удалена.
Маркировка наносится на изделие производителем, далее ее сканирует продавец, размещая товар в магазине, а при продаже товара покупателю в систему посредством онлайн-кассы передается информацию о выводе товара из оборота. Покупатель тоже может расшифровать код маркировки и проверить подлинность приобретенного товара - при помощи специального онлайн-приложения для смартфона.
Планируется, что к 2024 году цифровая маркировка станет обязательной практически для всех видов потребительских товаров, что позволит сделать все операции по производству и реализации продукции «прозрачными» для государства, в т.ч. и для налоговых органов.