Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) составляется при выбытии МПЗ, передаче их в производство и т.п. Этот первичный документ используется при формировании бухгалтерской отчетности. В государственных учреждениях процедура списания происходит в установленном законом порядке. В частных фирмах списание осуществляется в порядке, установленном руководителем или собственником бизнеса с учетом норм законодательства.
Акт о списании материальных запасов - форма
Акт о списании материальных запасов – это специальный документ, предназначенный для оформления процедуры по выбытию МПЗ в организации. Он составляется на основании коллективного решения членов специально созданной комиссии и утверждается руководителем. Документ отражает факт списания имущества и подробное наименование каждой позиции ТМЦ, подлежащих выбытию из оборота. Также в акте нужно указать стоимость материальных запасов и причину списания.
Для заполнения акта о списании материальных запасов скачать бланк можно в конце этой статьи.
Унифицированный бланк акта о списании материальных запасов (форма 0504230) утвержден Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Здесь же приведены указания по заполнению документа. Унифицированная форма обязательна для применения в государственных и муниципальных учреждениях. Остальные субъекты хозяйствования имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать бланк акта. При этом в нем должны содержаться обязательные для «первички» реквизиты. Но им также можно применять унифицированную форму 0504230 акта о списании материальных запасов, что очень удобно, так как большинство бухгалтерских программ используют именно утвержденные бланки первичных учетных документов. Какую бы форму акта организация не выбрала, ее следует закрепить в Учетной политике.
Какие сведения должен содержать акт списания МПЗ
Форма акта о списании материальных запасов должна содержать:
- наименование документа и дату его составления;
- наименование субъекта хозяйствования;
- суть хозяйственной операции и величину ее измерения;
- должность и Ф.И.О. лиц, которые вошли в состав комиссии;
- подписи ответственных лиц.
Организации имеют право добавлять в документ другие реквизиты, отображающие специфику их деятельности. Представленный далее акт о списании материальных запасов (образец) можно взять за основу при составлении аналогичного документа для своей организации.
Читайте также: Основные требования к типовым формам документов
Акт должен содержать подписи членов комиссии - должностных лиц, выполнивших хозяйственную операцию (списание) и ответственных за заполнение документа. Как правило, в состав комиссии приказом руководителя включают лиц, непосредственно связанных с отпуском и получением материальных запасов (кладовщика, заведующего складом, руководителя отдела снабжения и т.д.). Лица, подписавшие акт, несут коллективную ответственность в случае необоснованных действий, связанных со списанием материальных запасов.
Как правильно оформить акт списания МПЗ
Заполнение акта списания материальных запасов начинают с внесения данных в заголовочную часть. Здесь указывают:
- название организации, ИНН;
- Ф.И.О. и подпись руководителя;
- дату составления и утверждения документа;
- наименование структурного подразделения;
- Ф.И.О. материально ответственного лица;
- состав комиссии (Ф.И.О., должности).
Содержательная часть акта представлена в виде таблицы. В ней нужно указать:
- наименование материальных запасов и присвоенный им код;
- единицы измерения;
- нормы расхода;
- фактически израсходованное количество запасов в натуральном и денежном выражении;
- причину списания;
- бухгалтерскую запись операции списания (Дебет и Кредит).
Операция по списанию подразумевает кредитование счетов учета соответствующих ТМЦ. Возможные причины списания материальных ценностей и порядок их отражения в акте приведены в п. 90-132 Методических указаний по учету МПЗ (Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н в ред. от 24.10.2016). В частности, это отпуск материалов в производство, истечение сроков хранения, хищение или порча ТМЦ и пр.
Читайте также: Новый ФСБУ «Запасы»
Под таблицей указывают, на какую сумму произошло списание (цифрами и прописью). Также здесь расписывают, к какому заключению пришла комиссия.
В оформляющей части акта содержатся подписи председателя и членов комиссии с расшифровкой и дата составления документа. Для бухгалтерии отведен отдельный блок документа, в котором главный бухгалтер после получения акта подтверждает факт отражения операции списания в учете.
При списании на основании первичных документов, эти документы прилагают к акту.
Скачать акт о списании материальных запасов и посмотреть образец его заполнения можно ниже.