Российский гостиничный бизнес постепенно возвращается к жизни, в связи с чем были разработаны рекомендации Роспотребнадзора для гостиниц по коронавирусу. В чем заключаются рекомендации и насколько они выполнимы, расскажем далее.
Требования Роспотребнадзора к гостиницам – 2020
Методические рекомендации для организаций, ведущих деятельность по предоставлению мест для временного проживания опубликованы на сайте Роспотребнадзора. Рекомендации утверждены Главным государственным санврачом 26.05.2020 г. Документ под номером МР 3.1/2.1.0187-20 включает требования Роспотребнадзора по открытию гостиниц и их дальнейшей работе в условиях коронавирусной пандемии.
Данные нормы представляют собой рекомендуемые правила по работе гостиниц, отелей, хостелов, домов и баз отдыха, гостевых домов, турбаз и т.п. В каждом из них необходимо назначить ответственного сотрудника, который будет контролировать соблюдение рекомендаций ведомства. По мнению Роспотребнадзора гостиницы могут работать, но лишь при соблюдении определенных требований и санитарных норм.
В соответствии с указанными рекомендациями, перед открытием гостиниц проводится генеральная уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств. Необходимо проверить эффективность работы и провести очистку систем вентиляции и кондиционеров. В дальнейшем обязательна регулярная профилактическая дезинфекция помещений. При этом применяются дезинфицирующие средства, которые согласно инструкциям имеют обеззараживающий эффект при вирусных инфекциях.
Гостиницам в связи с коронавирусом предписано иметь в наличии пятидневный запас антисептиков для рук, моющих и дезинфицирующих средств. В местах общего пользования устанавливают дозаторы с кожными антисептиками и обеспечивают условия для соблюдения гигиены рук.
В местах общего пользования после каждого гостя, но не реже, чем 1 раз в 2 часа, дезинфицируются контактные поверхности, также до 6 раз в день проводится уборка с дезинфицирующими средствами, каждые 2 часа проводится дезинфекция и уборка общих туалетов. Также проводится обеззараживание воздуха в помещениях общего пользования с помощью специальных устройств.
Гостиницам рекомендовано использовать мебель и внутреннюю отделку номеров, которая позволяет проведение регулярной дезинфекции и влажной уборки. Дезинфекции подлежат и ключи от номеров.
В число требований Роспотребнадзора по коронавирусу к гостиницам внесено и обеззараживание открытых пространств (не реже 1 раза в сутки, а контактные поверхности – каждые 2 часа), в т.ч.: детских площадок, беседок, скамеек, наружных дверей, площадок у входа, уличных парковочных и банковских терминалов, а при наличии в отеле собственного пляжа, бассейна - оградительных конструкций, пляжного оборудования, помещений спасательного и медицинского пунктов, шезлонгов (после каждого гостя).
Особые требования по профилактике и защите от коронавируса предъявляются к персоналу гостиниц:
- Перед началом каждой рабочей смены организуется так называемый «входной фильтр» - всем сотрудникам утром перед работой (а также вечером) измеряют температуру бесконтактным способом. Работники с признаками ОРВИ (кашель, насморк, повышенная температура) к работе допускаться не должны.
- Работодатель должен обеспечить возможность лабораторного обследования персонала на COVID-19 перед допуском к работе.
- Сотрудники, вернувшиеся из неблагополучных по коронавирусу стран или субъектов РФ, к работе не допускаются до истечения срока обязательной самоизоляции (минимум 14 дней).
- Персонал гостиницы должен соблюдать меры личной гигиены, использовать СИЗ - маски и перчатки. Маски подлежат замене через каждые 3 часа, перчатки – по мере загрязнения. Данное требование распространяется также и на работников-совместителей, лиц, оказывающих услуги в порядке аутсорсинга, сотрудников сервисов, обслуживающих гостиничное оборудование.
- Работникам гостиницы должно быть запрещено принимать пищу на своих рабочих местах – для этого выделяется отдельное помещение с местом для мытья рук и санитайзером.
- При возможности в гостинице следует установить прозрачные заграждения для защиты персонала при общении с гостями и посетителями и обеспечить возможность безопасной выдачи ключей от номеров.
Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы гостиниц предлагают по возможности минимизировать общение персонала и гостей путем применения мобильных приложений для процедуры экспресс заселения/выселения. Термометрия гостей бесконтактным способом обязательна при заезде в гостиницу, а затем ежедневно (минимум раз в день). Процесс оплаты желательно проводить безналичным способом. Рекомендовано также обеспечить возможность бесконтактного открывания дверей в номерах и иных общественных помещениях, посещаемых гостями. В номере гостей размещают по одному либо семьей.
В номере должен быть свой туалет и душ (ванная). В течение срока проживания проводится ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств, в т.ч. дезинфицируются все поверхности, телефоны, пульты. Ковры обрабатывают ковромоечными машинами с моющими средствами, а затем чистый ковер обрабатывается дезинфицирующим средством. Гостей информируют, что каждые 2 часа необходимо проветривать номер. На матрасах обязательны сменные наматрасники, которые обрабатывают парогенератором. Не рекомендовано использование декоративных подушек и покрывал.
Разъяснение работы гостиниц Роспотребнадзором также касается организации питания постояльцев:
- Питание гостей организуется по меню или в виде индивидуального обслуживания в номерах. В столовых соблюдается принцип социального дистанцирования: расстояние между столами 2 метра, за одним столом располагается не более 1 человека (либо семьи или лиц, проживающих в одном номере). При наличии в гостинице «шведского стола» или линии раздачи необходимо нанесение сигнальной разметки на полу для соблюдения гостями социального дистанцирования. В зависимости от объема гостиницы рекомендовано увеличивать период предоставления завтрака.
- Необходимо иметь достаточное количество посуды и приборов для одновременного ее использования.
- Полученные от поставщиков продукты перед их передачей на склад или на кухню должны обрабатываться антисептиком.
- Пищеблоки и организации общепита желательно оснастить современными посудомоечными машинами (с функцией дезинфекции) и применять режимы обработки посуды и приборов при температуре не ниже 65 градусов в течение полутора часов. При отсутствии посудомоечной техники посуду мою вручную с использованием трехсекционных (для столовой посуды) и двухсекционных (для стеклянной посуды и приборов) ванн. Использованную одноразовую посуду собирают в одноразовые плотно закрывающиеся пакеты и удаляют их как отходы в конце дня.
- По окончании рабочей смены проводится влажная уборка и дезинфекция обеденных залов, производственных, складских помещений пищеблоков.
При наличии в гостинице фитнес-залов, бань, СПА, бассейнов, их работа должна организовываться согласно соответствующим рекомендациям Роспотребнадзора (например, МР 3.1/2.1.0183-20 для фитнес-клубов и бассейнов).
Предписание Роспотребнадзора для гостиниц: возможны изменения
По мнению предпринимателей, новые правила Роспотребнадзора о работе гостиниц окажутся невыполнимыми для отелей экономкласса. А таковые составляют сейчас до половины всех заведений гостиничной сферы в России. Немало затрат потребуется на тестирование персонала, закупку СИЗ, средств и оборудования для дезинфекции и т.д. Для хостелов критичным является требование о заселении в номер по одному человеку, ведь при этом фактически теряется смысл их бизнеса, предусматривающего размещение в пределах одного помещения значительного числа постояльцев.
3 июня 2020 г. представители предпринимателей обсудили новые требования Роспотребнадзора к гостиницам с руководством ведомства. За день до этого первый вице-премьер А.Белоусов, приняв во внимание проблемы предпринимательского сообщества, изложенные на совещании, поручил Роспотребнадзору разобраться в ситуации и пересмотреть рекомендации.
Таким образом, в ближайшее время, скорее всего, стоит ожидать смягчения изложенных Роспотребнадзором требований для гостиничной отрасли.
Рекомендации Роспотребнадзора для гостиниц скачать можно на сайте ведомства.