Проведение инвентаризации и оформление ее результатов — пример пошагового алгоритма действий
Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов организация устанавливает в своей учетной политике. Основу для разработки собственного алгоритма действий берут из:
- приказа Минфина от 13.06.1995 № 49;
- закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
С 01.04.2025 года приказ № 49 утрачивает силу. Будет применяться новый ФСБУ 28/2023, регламентирующий проведение инвентаризации.
Итоги проверки имущества и обязательств предприятия документально оформляются инвентаризационной комиссией и утверждаются руководителем организации. После этого данные результаты отражаются в учете.
Статья по теме: В каких случаях проводится инвентаризация ? Инвентаризация — это проверка наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации. В каких случаях проводится инвентаризация ? Когда проведение инвентаризации обязательно ? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее. ПодробнееВ целом, порядок проведения инвентаризационных мероприятий и их последовательность выглядят так:
- Принятие решения о необходимости проведения инвентаризации и установление объекта инвентаризации — активов (обязательств) компании, подлежащих сверке.
- Издание приказа руководителя организации о проведении инвентаризации с указанием ее срока, объекта, состава инвентаризационной комиссии и ответственных лиц.
- Подсчет, взвешивание, обмер имущества организации (инвентаризация финансовых обязательств компании).
- Внесение полученных данных в описи (акты).
- Сравнение фактического наличия с учетными сведениями.
- Систематизация излишков и недостач.
- Составление протокола заседения инвентаризационной комиссии.
- Оформление ведомости по форме ИНВ-26 (при выявлении излишков, недостачи).
- Издание приказа об утверждении итогов инвентаризации.
Сводные документы с итогами инвентаризационных мероприятий подаются руководителю на рассмотрение. По итогам инвентаризации оформляется приказ об утверждении ее итогов, где указывается план дальнейших действий.
Документальное оформление результатов инвентаризации
Статья по теме: Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 №49, и иными нормативно-правовыми актами. Перечень данных НПА указан в этой статье. ПодробнееВажность документального оформления результатов инвентаризации подчеркивается необходимостью разрешения споров с лицами, признанными виновными в нарушении правил хранения активов организации (например, в недостаче имущества). Оформление результатов проверки в локальной документации предприятия позволяет привлечь к ответственности материально ответственное лицо, обосновать требование о возмещении ущерба.
Данные по итогам пересчета ценностей вносятся членами комиссии в описи. Материально ответственные лица удостоверяют правильность содержащихся в описях сведений своими подписями.
Итоги инвентаризации подводятся после сличения полученной информации с показателями бухучета, выявления отклонений. При выявлении расхождений между учетными и фактическими данными заполняются сличительные ведомости.
По итогам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии. На этом заседании оформляется протокол, в котором, в частности, указываются:
- время проведения;
- состав присутствующих на заседении комиссии;
- предложения по зачету излишков и недостач в результате пересортицы — в соответствии с подробным объяснением материально ответственного лица о причинах ее появления;
- объяснения о причинах, по которым недостачи не отнесены на виновных работников;
- сведения об имуществе, подлежащем уценке или списанию, — с приведением причин порчи и виновных лиц;
- выводы, решения и предложения по итогам инвентаризации состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности матценностей;
- суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости запасов и др.) или ссылку на то, что резерв не создается из-за отсутствия признаков снижения стоимости актива (в протоколе по итогам годовой инвентаризации).
Протокол заседания инвентаризационной комиссии передается на рассмотрение руководителю организации.
В ведомость по форме ИНВ-26 заносятся результаты проведенной инвентаризации при выявлении излишков, недостачи.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений наличия ценностей по факту и данных бухучета предъявляются руководителю организации. Решение о зачете принимается директором компании.
По итогам проверки оформляются и приказ об утверждении результатов инвентаризации.
Приказ об утверждении результатов инвентаризации — образец
Статья по теме: Документальное оформление инвентаризации Действующим законодательствам о бухучете, а также приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 установлен регламент инвентаризационных мероприятий, соблюдать который обязана каждая компания. Рассмотрим, как правильно оформить инвентаризацию документально. ПодробнееВ приказе об утверждении результатов инвентаризации должны быть указаны следующие реквизиты:
- наименование организации;
- дата оформления;
- аргументация решения руководителя — в этом пункте перечисляются документы, которые послужили основанием для принятия директором соответствующего решения по итогам инвентаризации;
- указание на ответственнок лицо, которое обязано проконтролировать исполнение распорядительной части приказа;
- приложения — ведомость по форме ИНВ-26 в случае выявления излишков (недостачи), протокол заседания комиссии.
Положения приказа приобретают юридическую силу после проставления в нем подписи руководителя. Главный бухгалтер или лицо, ответственное за организацию бухучета, визирует документ для подтверждения факта ознакомления с его содержанием. Результаты инвентаризации оформляются в приказах, которые обязательны для исполнения всеми службами в касающейся их части.
Образец заполнения такого приказа об утверждении результатов инвентаризации подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу.
Итоги
При инвентаризации данные о фактических остатках активов и финансовых обязательств организации заносятся в описи и акты инвентаризации. По итогам проверки оформляется приказ об утверждении ее результатов. Как оформить итоги инвентаризации, рассказано выше в статье.