Для сотрудников организации, работа которых связана с управлением транспортным средством, установлены определенные нормы работы и отдыха, которые будут зависеть от специфики труда водителя.
Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей
Основные положения, регулирующие нормы труда и отдыха водителей содержатся в Положении об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 за номером 15.
Для водителей применяются следующие нормы работы:
- Восьми- или семичасовой рабочий день при 5- или 6-дневной рабочей неделе.
- Дважды в неделю допустим десятичасовой рабочий день при суммированном учете рабочего времени.
- В случае, если поездка длится более 12 часов, в рейс отправляются два водителя, а транспортное средство в обязательном порядке оборудуется спальным местом.
- Время непосредственного нахождения за рулем не должно превышать 9 часов в течение одной смены или 90 часов в течение 14 дней.
- В середине смены, длящейся более 8 часов, обязателен перерыв для питания и отдыха минимум 30 мин., максимум 2 часа.
- «Дальнобойщикам» в первые 4 часа пути, и затем каждые 2 часа, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в рабочее время, которые имеют общую продолжительность не менее 15 минут.
- Отдых между сменами не может быть менее 12 часов, также в течение недели должен быть период отдыха 42 часа.
При суммированном учете рабочего времени водителей в качестве отчетного периода берется месяц, в отдельных случаях квартал или полугодие.
Режим работы и отдыха водителей по тахографу
Тахограф – это специальный прибор, который устанавливается в автомобиле. В основном его используют в большегрузных машинах, а в тех, которые осуществляют международные перевозки, в обязательном порядке.
Он фиксирует следующие показатели:
- Время нахождение автомобиля в пути.
- Время остановки автомобиля.
- Скорость автомобиля.
- Путь, пройденный автомобилем.
Данный прибор позволяет отследить исполнение водителем предписанного режима труда и отдыха.
Данные тахографа записываются на специальное устройство – тахокарту.
Режим труда и отдыха водителя международника
Водители, которые осуществляют международные рейсы, руководствуются Европейским соглашением о работе экипажей ТС, производящих международные перевозки. Оно имеет незначительные отклонения от вышеуказанного приказа Минтранса. Например, по нему разрешается делать первый перерыв после 4,5 часов непрерывного вождения, в то время как российский документ обязывает водителя делать это через 4 часа.
Все автомобили, совершающие международные перевозки обязаны иметь тахограф, более того, водители должны иметь при себе тахокарту за последние 28 дней.
Комната отдыха для водителей на предприятии
В законодательстве нет прямого указания, на то, что на предприятии должна иметься комната отдыха водителей. Но при этом в ТК РФ есть указание, что работодатель предоставляет помещение для обогрева работников осуществляющих трудовую деятельность на открытом воздухе зимой и в не отапливаемых помещениях. Также работодатель должен предоставить помещение для отдыха и приема пищи, в случае, когда такие перерывы предоставляются в течение рабочей смены.
Поэтому, те организации, в которых водители относятся к вышеуказанным категориям, должны иметь комнаты отдыха для водительского персонала.
Оборудование данных помещений не регламентировано, поэтому они обставляются на усмотрение работодателя.
Наказание за нарушение труда и отдыха водителей
Наказание за нарушение режима труда и отдыха водительского состава налагается в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ. Согласно ей, наказание могут нести как работодатели, так и работники, нарушившие установленный режим.
На виновных лиц накладывается денежный штраф в размере:
- от 5000 до 10 000 руб. на должностных лиц организации нарушителя;
- от 1000 до 3000 руб. на виновного сотрудника.
Если организация изначально, в своих локально-нормативных документах, прописывает нормы, не соответствующие требованиям закона, то штраф может быть наложен по статье 5.27 КоАП РФ – за нарушение трудового законодательства.
В законодательстве, регулирующем работу персонала, управляющего транспортными средствами, особое внимание уделяется такому понятию, как отдых водителя. Норма отдыха таких сотрудников зависит от режима их работы.