Российское законодательство требует, чтобы все организации в обязательном порядке вели бухгалтерский учет. Было время, когда руководители любых фирм имели возможность самостоятельно вести учет и составлять финансовую отчетность, выполняя тем самым функции главного бухгалтера. Но сейчас действуют несколько иные правила. Кто ведет бухгалтерский учет в организации? В каких случаях руководитель имеет право взять на себя ведение бухучета? Кто несет ответственность за ведение бухгалтерии на аутсорсинге? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
Кто обязан вести бухучет в компаниях?
Основным нормативным актом, которым должен руководствоваться директор организации во всех вопросах, связанных с бухучетом, является закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ст. 7 закона № 402-ФЗ прописано, что руководство обязано организовать ведение бухучета и хранение документации. В соответствии с законом, вести бухгалтерский учет в организации могут:
- главный бухгалтер;
- иной сотрудник компании;
- специализированная фирма;
- непосредственно руководитель (с учетом существующих ограничений).
Данный закон определяет перечень субъектов, которые:
- полностью освобождаются от ведения бухучета;
- имеют право применять упрощенную схему ведения учета;
- обязаны вести бухучет.
В законе приведены требования к лицам, претендующим на должность главного бухгалтера или на право вести бухучет. Квалификационные требования к компетентным специалистам установлены профстандартом «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н).
Кто несет ответственность за организацию бухучета?
В п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ указано, что отвечает за бухгалтерский учет фирмы ее руководитель. За уклонение от ведения учета, искажение финансовой информации и несвоевременную сдачу отчетности руководитель и ответственное за бухучет должностное лицо могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.
Может ли руководитель лично вести бухучет?
Бухгалтерский учет в организации может вести ее руководитель, без привлечения других лиц. Но это допустимо не во всех субъектах предпринимательской деятельности, а только в тех, которые:
- имеют право применять упрощенные варианты учета;
- классифицируются как субъекты малого или среднего предпринимательства.
Во всех остальных организациях бухучет могут вести только лица, имеющие требуемый законодательством уровень квалификации и компетентности. Основание – ст. 7 закона 402-ФЗ. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Кто отвечает за бухучет, если процесс передан в специализированную компанию?
В соответствии с действующим законодательством, обслуживающие организации не могут уплачивать штрафы за компании, заказывающие у них ведение бухгалтерского учета. Но заказчик может себе обеспечить возмещение убытков, предусмотрев соответствующий пункт в договоре на бухгалтерское обслуживание. В договоре должна быть прописана ответственность исполнителя за выполнение ряда операций, и тогда в случае возникновения проблем с налоговой службой у предпринимателя будет основание предъявить претензии обслуживающей компании.
При полном бухгалтерском аутсорсинге исполнитель будет нести ответственность за:
- наличие ошибок в отчетности;
- несоблюдение сроков подготовки и сдачи бухгалтерской документации в контролирующие ведомства;
- недостоверное отражение фактов хозяйственной жизни.
Независимо от того, кто ведет бухгалтерский учет в организации, согласно положениям Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета в РФ № 34н от 29.07.1998 и Налоговому кодексу РФ (гл. 15), ее руководству придется нести ответственность за:
- незаконность хозяйственной деятельности;
- невыполнение обязательств перед государственным бюджетом по уплате налогов;
- утрату бухгалтерской документации.