Как зарегистрироваться самозанятым

19.06.2019
0
Команда СП

Регистрация самозанятых физлиц осуществляется налоговым органом на основании введенного с 2019 года в действие закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Процедура постановки на учет максимально упрощена, как и весь процесс работы на новом спецрежиме. От гражданина требуется только установить специальное приложение на смартфон или зарегистрироваться в веб-версии сервиса, обеспечить доступ к интернету и не забывать при совершении очередной сделки подтверждать этот факт оформлением электронного чека. Все операции автоматизированы, пользователю не надо подавать никакую отчетность, функция расчета налога возложена на налоговые органы.

Как зарегистрироваться самозанятым: способы

Алгоритм перехода на новый спецрежим физлиц в статусе ИП и порядок постановки на налоговый учет самозанятых граждан, не имеющих предпринимательского статуса, регламентируется нормами ст. 5 закона № 422-ФЗ. Способов регистрации самозанятости в рамках экспериментального налогового режима несколько. Зарегистрироваться как самозанятый можно:

  • онлайн - через мобильное приложение «Мой налог» (подробнее об этом читайте в нашей статье);

  • через веб-версию программы «Мой налог», которая функционирует при условии, что у заявителя имеется доступ к «Личному кабинету налогоплательщика» на сайте ФНС;

  • через сервис уполномоченного банка – такие сервисы для самозанятых разработали некоторые крупные банки (Сбербанк, Альфа-банк и др.), порядок их применения можно найти на сайте соответствующей кредитной организации.

Такие варианты постановки на учет в качестве участника системы по налогообложению профессионального дохода актуальны только для четырех субъектов РФ, на базе которых ставится эксперимент – Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей. В остальных регионах, где новый спецрежим не введен, пока действует прежний вариант легализации «самозанятых» доходов, регламентированный Налоговым кодексом – он доступен для лиц, зарабатывающих оказанием услуг физлицам для личных или бытовых нужд. В этом случае регистрация осуществляется с учетом норм п. 7.3 ст. 83 НК РФ – в налоговый орган надо представить специальную форму уведомления (приложение 1 к приказу от 31.03.2017 г. № ММВ-7-14/270@).

Если по правилам закона № 422-ФЗ человек соответствует критериям самозанятых, регистрация в таком статусе возможна. Она занимает минимум времени и усилий, нет необходимости лично обращаться в налоговую инспекцию с письменными обращениями.

Исключением является ситуация, когда человек намерен пользоваться версией программы для компьютера с регистрацией через «Личный кабинет налогоплательщика». В этом случае регистрация самозанятых граждан без ИП 2019 будет происходить в следующей последовательности:

  1. Получение ИНН физлица, если это не было сделано ранее.

  2. Получить логин и пароль к «Личному кабинету» при явке в любой налоговый орган (выбор подразделения ФНС не зависит от места прописки). Для этого надо иметь при себе оригинал паспорта. Личное посещение ИФНС при первичной регистрации является необходимым условием, так как данные содержащиеся в электронном личном кабинете, представляют собой налоговую тайну в соответствии со ст. 102 НК РФ. Но без визита в налоговую можно обойтись, если у физлица есть подтвержденная запись на портале «Госуслуги».

  3. Регистрация в системе «Мой налог» по логину и паролю от «Личного кабинета налогоплательщика». В этом случае не надо будет фотографироваться, сканировать паспорт – идентификация личности налогоплательщика будет произведена по данным, которые внесены в базу электронного кабинета. В форму вводится номер ИНН, логин, дается согласие на обработку персональных сведений, после чего происходит автоматическая идентификация личности и присвоение статуса плательщика НПД.

Для иностранцев, имеющих гражданство стран ЕАЭС, доступна только регистрация самозанятых в налоговой посредством «Личного кабинета налогоплательщика» или через уполномоченный банк (п. 3, 5 ст. 5 закона № 422-ФЗ).

ИП-самозанятые граждане: как зарегистрироваться

Если гражданин в момент перехода на новый спецрежим по налогообложению профдохода значится в базе данных ИФНС как предприниматель, он становится плательщиком НПД путем уведомления налоговиков о смене налоговой системы с одновременной регистрацией в качестве самозанятого.

Как зарегистрироваться самозанятым в 2019 году при условии, что они числятся в ФНС как ИП: алгоритм действий прописан в письме ФНС от 10.01.2019 г. № СД-4-3/101@. При определении даты смены статуса налогоплательщика за основу принимается день отправки соответствующего заявления в налоговую инспекцию. Чтобы законно осуществить переход на другой спецрежим, ИП должен:

  • заявить о своем желании использовать режим налогообложения для самозанятых физлиц путем заполнения заявки в приложении «Мой налог» или через «Личный кабинет налогоплательщика»;

  • регистрация самозанятых ИП невозможна без отказа от применения прежнего режима налогообложения – на отправку в налоговую инспекцию уведомления о прекращении применения УСН, ЕНВД или ЕСХН у гражданина есть один месяц после постановки его на учет в качестве самозанятого.

Уведомления о прекращении использования спецрежима, отличного от НПД, должны быть составлены в письменном виде и переданы в подразделение ФНС лично, через доверенных лиц или отправлены по почте, возможен также вариант с оформлением электронных документов, их заверением ЭЦП и отправкой через ТКС, а также через «Личный кабинет налогоплательщика».

Как зарегистрироваться самозанятым в 2019 году – причины отказа в постановке на учет

При подаче заявления на постановку на налоговый учет гражданин может получить мотивированный отказ. Причиной отрицательного решения может быть выявление противоречий в поданной физическим лицом информации и в представленных им документах, а также несоответствие физлица критериям, указанным в законе № 422-ФЗ. Если это произошло, уведомление с отказом отправляется налогоплательщику в электронном виде в день отправки заявки на регистрацию, а при несоответствии критериям – на следующий день. Если в ходе регистрации было выявлено несоответствие между переданными данными и информацией, имеющейся у налоговиков, на уведомление об отказе отводится 6 дней (п. 6-8 ст. 5 закона № 422-ФЗ).

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий