Так называемая цифровая «жатва» началась у агроперевозчиков в мае 2025 года.
Вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.04.2025 № 581, запускающее эксперимент по использованию государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) для оформления перевозок партий зерна и/или продуктов его переработки. Этим же актом четко регламентированы временные рамки реализации «пилотного» проекта – с 1 мая по 31 октября 2025 года.
В эксперименте задействованы отправители и получатели груза, перевозчики, а также операторы информационных систем. Координировать его будут одновременно три органа – Минсельхоз, Минтранс и ФНС.
Целью проекта является тестирование интеграции ГИС ЭПД с системой прослеживаемости зерна и платформой АИС «Налог-3». Положительный результат даст возможность автоматизировать обмен электронными документами (накладными, путевыми листами, сведениями о качественных характеристиках) и получать достоверную информацию о совершаемых перевозках в режиме реального времени.
Принимать участие в эксперименте никого не обязывают. Компании могут делать это добровольно, подавая заявки в соответствии с методическими рекомендациями, которые вскоре представят Минтранс и Минсельхоз.
В ходе эксперимента координаторы определят формат данных для ГИС ЭПД, отработают межведомственное взаимодействие, а также дадут оценку эффективности системы и целесообразности ее применения в дальнейшем. Отдельно встанет вопрос соблюдения законодательства – при необходимости в действующие нормативно-правовые акты будут внесены изменения.
По результатам работы к 15 декабря 2025 года Минсельхоз, Минтранс и ФНС обязаны представить Правительству доклад об итогах проведения эксперимента. Успешные результаты могут стать базой для перехода на цифровые документы в сельскохозяйственной отрасли, что, в свою очередь, обеспечит прозрачность логистики, усилит контроль за оборотом зерна, а также снизит административную нагрузку.
Более того, «пилотный» проект откроет для Минсельхоза доступ к ГИС ЭПД. За счет этого будет упрощен мониторинг рынка и появятся новые инструменты противодействия нелегальным перевозкам.