Ст. 261 Трудового кодекса запрещает увольнять одинокую мать по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением штата. Однако определения термина «одинокая мать» сегодня не содержит ни один закон.
Частично этот пробел устранил Пленум Верховного суда, который в Постановлении от 28.01.2014 № 1 разъяснил, что матерью-одиночкой следует считать женщину, воспитывающую ребенка без отца. В том числе, если отец умер, лишен родительских прав или ограничен в них, а также в других случаях.
К таким случаям суд в очередной раз отнес и уклонение отца ребенка от его воспитания и содержания, рассмотрев спор о правомерности увольнения сотрудницы по сокращению штата. Работодатель уволил женщину, несмотря на то, что она в одиночку воспитывает малолетнего ребенка, отец которого уклоняется от уплаты алиментов и даже привлекался за это к административной ответственности.
Суды трех инстанций указали, что уклонение отца от участия в воспитании и содержании ребенка позволяет признать мать единственным лицом, фактически исполняющим эти обязанности. То есть одинокой матерью.
Следовательно, на такую сотрудницу в полной мере распространяются гарантии, предусмотренные ч. 4 ст. 261 ТК РФ, то есть увольнять в связи с сокращением штата ее нельзя.
По итогам судебного разбирательства уволенная восстановлена на работе, и теперь работодатель обязан выплатить ей не полученную зарплату и компенсацию морального вреда.